Иногда, когда мы записываем слова, не хватает места для записи целого слова. Как же быть? Люди договорились слова делить на части и переносить часть слова, которая не поместилась на другую строку. На уроке мы узнаем, как правильно переносить слова с одной строки на другую, научимся делить слова для переноса. Мы выясним, что деление слов на слоги и перенос слов по слогам со строки на строку не всегда совпадают. Чтобы делить слова для переноса без ошибок, надо запомнить определенные правила.
На этом уроке мы знакомимся со слогами. Узнаем, что слоги бывают открытые и закрытые, состоящие из одного гласного звука и из нескольких звуков, что слова бывают односложные, двусложные и многосложные. Познакомимся с приемами и правилами деления слов на слоги.
Вы хорошо помните, что у каждого слова русского языка есть значение. Мы уже знаем, что слова бывают однозначными, когда имеют одно лексическое значение, и многозначными. У многозначных слов значений может быть несколько, то есть слово одно, а значений у него может быть два, три и больше. Сегодня на уроке мы познакомимся со словами близкими и противоположными по значению, узнаем, как они называются, выясним, где можно уточнить значения этих слов.
Весь мир людей, животных, растений, явлений природы, города, страны, предметы вокруг нас, события, наши действия, настроение – всё названо, всё имеет своё имя или название. Вы легко понимаете слово, если знаете его значение. Значение – это то, что слово обозначает. Если вы не знаете значения какого-то слова, то можете его выяснить у взрослых или с помощью толкового словаря. Но иногда в жизни можно наблюдать такую ситуацию. Учитель спросил Ваню, какие у него любимые предметы. Ваня ответил, что компьютер, мячик и велосипед. Как вы думаете, Ваня ответил правильно? О каких предметах Ваню спрашивал учитель? О школьных предметах. Почему же произошла такая путаница? Всё дело в том, что многие слова русского языка могут иметь несколько значений. На уроке мы познакомимся с многозначными словами, узнаем, в каком словаре можно найти их значения.
"Вежливые" слова делают нашу речь более тёплой и доброжелательной. А человека, который употребляет в своей речи такие слова, называют вежливым или воспитанным.
Вы уже знаете, что главный работник любого языка – слово. Великий русский писатель Константин Георгиевич Паустовский говорил: «Для всего, что существует в природе, в русском языке есть великое множество хороших слов и названий. Нет ничего такого в жизни, что нельзя было бы передать русскими словами». На уроке мы познакомимся с многообразием лексического словарного запаса русского языка, научимся определять лексическое значение слов, узнаем об авторе «Толкового словаря живого великорусского языка» Владимире Ивановиче Дале.
Вы уже хорошо знаете, что из слов нашей речи составляются предложения. Все слова в предложении связаны по смыслу и интонацией. Каждое предложение высказывает какую-то мысль. Эту мысль можно произнести с нужной интонацией: рассказать, спросить, воскликнуть. В зависимости от этого в конце предложения во время письма мы выбираем нужный знак препинания – точку, вопросительный знак или восклицательный. Знаки препинания показывают границы предложений. Если предложение построено неправильно, то его мысль можно не понять. Сегодня на уроке мы повторим, что такое предложение, узнаем, как из предложений построить связный текст, познакомимся с правилами записи текста.
Вы, конечно, знаете, что всё на свете из чего-нибудь состоит: лес – из деревьев, облака – из водяных капель, все предметы и вещества из крошечных невидимых частичек – атомов, а сегодня на уроке мы поговорим о том, что состоит их слов – о предложении. На уроке мы узнаем, что такое предложение и научимся отличать предложение от набора слов. Выясним, какие бывают предложения по интонации и цели высказывания, какие знаки препинания пишутся на конце предложения в письменной речи. Также откроем, что такое логическое ударение и как определить его место.
Знаете ли вы, что древние люди вообще не умели разговаривать? И учились они этому постепенно. Когда же возникла речь? Никто этого точно не знает. Первобытные люди язык придумывали, ведь его не было совсем. Постепенно они дали название всему, что их окружало. С появлением речи люди вырвались из мира безмолвия и одиночества. Они стали объединяться, передавать свои знания. А когда появилась письменность, люди получили возможность общаться на расстоянии и сохранять знания в книгах. На уроке мы постараемся ответить на вопросы: для чего нам нужна речь? Какой бывает речь? Какую речь называют устной? А какую – письменной?