Много прекрасных слов сказано о берёзе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. Россия всегда ассоциировалась с Берёзой. Берёзу считают русским деревом. Её очень часто называют нежными, женственными словами: матушка берёза, красавица леса и т.д. Она символизирует чистоту и женственность.
К образу русской берёзы обратился в своём творчестве и Сергей Есенин.
Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Берёза». Стихотворение «Берёза» - это первое опубликованное стихотворение С.А.Есенина. Произошло это в 1914 году. Поэту тогда было 19 лет.
Послушай стихотворение и попробуй прочувствовать его.
Понравилось тебе стихотворение? Почему?
Какими красками нарисовано это стихотворение?
У какого времени года такие краски?
Какие звуки ты услышал в этом стихотворении?
Какие запахи почувствовал?
А теперь давай перечитаем стихотворение, чтобы лучше понять и почувствовать его.
Белая берёза Под моим окном Принакрылась снегом, Точно серебром.
О чём говорится в этой части стихотворения?
Как ты понимаешь слово "принакрылась"?
Значит, не закрылась совсем, а только чуть-чуть.
Какое изобразительно-выразительное средство использует в этом случае поэт?
Олицетворение - это наделение неодушевлённых предметов живыми качествами!
Какое изобразительно-выразительное средство используется в третьей и четвёртой строчках?
Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим.
Что с чем сравнивается? Почему?
Вывод: значит можно понять, что берёза «принарядилась», словно девушка.
Читаем дальше.
На пушистых ветках Снежною каймой Распустились кисти Белой бахромой.
Уточним значение некоторых слов. Кисть - пучок нитей, служащих для украшения чего-либо. Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей. Кайма – полоса по краю какого-либо предмета, ткани и т.п., отличающаяся цветом, узором, материалом.
Что напоминает снег на ветках? С чем поэт сравнивает снег?
Эпитет – образное определение, называет признак в переносном значении.
«Пушистые» - это эпитет, так как слово «пушистые» называет признак предмета в переносном значении.
Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой.
Под «снежной каймой» и «белой бахромой» автор подразумевает заснеженные ветки (скрытое сравнение). Это и есть метафора.
Вывод: итак, берёза напоминает девушку, которая принарядилась, набросив на себя красивую шаль или платок с блестящей каймой и белой бахромой.
Продолжаем чтение
И стоит берёза В сонной тишине, И горят снежинки В золотом огне.
Почему тишина «сонная»? Какое это изобразительно-выразительное средство?
Вокруг ни звука, ни движения, полный покой. «Сонная» - эпитет.
Как ты понимаешь выражение: «И горят снежинки в золотом огне»? Какое языковое средство здесь используется?
«Горят» значит, сверкают, «золотой огонь» - солнечный луч, солнечный свет. Эта метафора.
И последняя строфа.
А заря, лениво, Обходя кругом, Обсыпает ветки Новым серебром.
Уточняем значение слова "заря". Заря – яркое освещение горизонта перед восходом и после захода солнца.
Как ты думаешь, когда снег похож на серебро, а когда на золото?
В первой строфе снег похож на серебро. В третьей – на золото. В четвёртой снег опять уподобляется серебру. Как ты понимаешь выражение «заря… обсыпает ветки новым серебром»?
Вывод: значит, поэт описывает берёзу такой, какой она бывает в течение дня, при разном освещении. Неслучайно заря «обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром». Вместе с тем в стихотворении происходит олицетворение не только берёзы, но и зари.
Обобщение: Мы видим, что Есенин описал берёзу такой, какой она бывает зимой в течение всего солнечного морозного дня. Это говорит о том, что он часто и подолгу смотрел на неё. Поэт любовался берёзой, восхищался её красотой. Есенин выразил в стихотворении свою любовь к природе.
Какая красивая берёза получилась у С.А.Есенина. При помощи слов он сумел передать её красоту.
А как ещё можно показать красоту?
Сегодня мы учились замечать метафоры и олицетворение в стихотворении.
Послушай произведение П. И. Чайковского "Времена года. Февраль" и посмотри на картину Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».
Вспоминая о времени написания картины. Художник писал: «Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой эмалью неба».
Послушай, как описал Грабарь февральские дни, в которые писал эту картину: «Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».
Грабарь употребляет в своём описании очень красивые метафоры "жемчужные берёзы, коралловые ветки, сапфировые тени".
А теперь попробуй сравнить описание берёзы в стихотворении Есенина, в произведении Чайковского и на картине Грабаря.
Мы уже говорили, что стихи Сергея Есенина очень мелодичны и напевны, многие из них положены на музыку. Не стало исключением и стихотворение "Берёза".
Я надеюсь, что тебе понравился наш урок.
Задание 1. Выучи наизусть стихотворение С. А. Есенина "Берёза".