Готовность к школе
Когда начинать готовить к школе? Кто это должен делать? Чему учить ребёнка до школы? Одни считают, что надо начинать готовить малыша начиная с трёх лет, другие - за год до поступления в школу. Но вообще-то вся дошкольная жизнь ребёнка - это и есть подготовка к школе. Самое главное - не впадать в крайности. Не переусердствовать с занятиями, внушив заранее отвращение к учению. Но и не пускать всё на самотёк, надеясь, например, на воспитателя детского сада.
Оценить развитие будущего первоклассника можно самим или проконсультироваться у детского психолога. Специальные тесты для диагностики готовности к школе сейчас вполне доступны, продаются во многих книжных магазинах. Но одна отдельно взятая методика не позволит полностью оценить все стороны развития ребёнка. И всё же такая проверка покажет, над чес стоит ещё поработать до 1 сентября.
Такие тесты обычно проверяют:
- развитие памяти (норма при запоминании 10 слов - 6 и более слов);
- чистоту произношения, умение повторить сложное слово, умение различать звуки в словах;
- развитие речи (богатство словаря, способность составлять рассказ по картинкам, пересказывать услышанное и т.д.);
- произвольное внимание (умение работать над учебным заданием в течение 10 минут не отвлекаясь);
- готовность руки к письму (нужно скопировать несложный рисунок, несложную фразу);
- умение действовать по инструкции (нарисовать узор по клеточкам под диктовку, сложить узор из кубиков по образцу);
- развитие логического мышления (умение найти сходство-различие; обобщать; назвать лишний предмет из предложенных; расположить картинки, связанные сюжетом, в нужной последовательности и т.д.);
- пространственную ориентацию (умение назвать, где находится предмет - справа, слева, за, над, под и т.д.);
- общую осведомлённость ребёнка об окружающем мире;
- элементарные математические навыки (порядковый счёт до 10, прямой и обратный; умение решать простые задачи с помощью предметов).
Оценивают также, что привлекает ребёнка в школе (возможность получить новые знания или чисто внешние атрибуты - красивый ранец, интересный пенал и т.п.); как он контактирует с незнакомыми взрослыми и детьми; какой у него личный темп работы и многое другое.
Ребёнка считают не готовым к школе, если он:
- настроен исключительно на игру;
- недостаточно самостоятелен;
- чрезмерно возбудим, импульсивен, не управляем;
- не умеет сосредоточиться на задании, понять словесную инструкцию;
- мало знает об окружающем мире, не может сравнить предметы, не может назвать обобщающее слово для группы знакомых предметов и др.;
- имеет серьёзные нарушения речевого развития;
- не умеет общаться со сверстниками;
- не хочет контактировать со взрослыми или, наоборот, слишком развязен.
Но при любом уровне готовности ваш ребёнок будет принят в первый класс.
Обычно, когда говорят о готовности малыша к школе, имеют в виду главным образом его интеллектуальное развитие. Но есть ещё одна, не менее важная сторона. И связана она с психологической подготовкой ребёнка. Вот на какие моменты стоит обратить внимание.
- Важно, чтобы до школы у ребёнка был достаточно разнообразный опыт общения с незнакомыми людьми - и взрослыми, и детьми. Давайте малышу возможность практиковаться в установлении новых контактов. Это может происходить в поликлинике, на детской площадке, в магазине.
- Некоторые дети теряются, не имея навыка "выживания в толпе". В качестве тренировки время от времени можно брать сына или дочку на большое увеселительное мероприятие, посетить с ним вокзал или аэропорт, проехаться в общественном транспорте.
- Не секрет, что не всегда окружающие доброжелательны и полны понимания. Учите ребёнка не теряться, когда тебя критикуют или - детский вариант - дразнят. Готовьте его к тому, что в школе он может столкнуться и с негативными оценками своей работы. То есть дома важно иметь опыт и похвалы, и порицания. Главное, чтобы малыш понимал: критикуя его, вы даёте оценку ни его личности в целом, а конкретному поступку. Прекрасно, если выработана достаточно устойчивая положительная самооценка. Тогда на замечание или на не слишком высокую оценку учителя ребёнок не обидится, а постарается что-то изменить.
- Важно для ребёнка уметь выражать свои потребности словами. Дома окружающие понимают его с полуслова или по выражению лица. Не стоит ждать того же от учителя или одноклассников. Просите малыша сообщать о своих желаниях словами, по возможности организуйте такие ситуации, когда ему нужно попросить о помощи незнакомого взрослого или ребёнка.
- В школе малыш нередко будет попадать в ситуации сравнения со сверстниками. Значит, стоит ещё до школы понаблюдать за ним в играх, включающих соревновательный момент, конкуренцию детей. Как он реагирует на успех других, на свои неудачи и тому подобные ситуации?
- Старайтесь, чтобы ребёнок привыкал работать самостоятельно, не требовал постоянного внимания и поощрения со стороны взрослого. Ведь на уроке учитель вряд ли сможет уделить каждому одинаковое внимание. Постепенно переставайте хвалить ребёнка за каждый шаг в работе - хвалите за готовый результат.
- Приучайте малыша спокойно сидеть и работать в течение определённого времени. Включайте в распорядок дня самые разнообразные занятия, чередуя спокойную работу за столом с подвижными играми. Особенно это важно для возбудимого, подвижного ребёнка. Постепенно он привыкнет к тому, что визжать и носиться можно в определённое, "шумное" время. Тогда он будет способен и в школе дождаться перемены.
- С первых дней ваш первоклассник будет чувствовать себя уверенно, если заранее привить ему элементарные навыки работы на уроке. Например, научить правильно держать ручку и карандаш, ориентироваться на странице тетради или книги, внимательно слушать инструкцию и выполнять её, отсчитывать нужное количество клеточек и т.д.
- Стоит помнить вот ещё о чём. При поступлении в общеобразовательную школу ребёнок не обязан уметь читать, писать и считать. И всё же новый важный период в своей жизни лучше начинать с ощущения "Я могу делать вот это и это", чем с ощущения "Я не умею ничего, что умеют другие дети".
По материалам сайта "Адалин"
|