Сегодня я предлагаю тебе познакомиться со стихотворением Сергея Александровича Есенина "Черёмуха".
- Какое настроение автора вы почувствовали: ликующее, восторженное, шутливое, печальное, весёлое, праздничное, радостное, спокойное, мечтательное, грустное?
- Какие чувства возникли в вашем сердце: изумление, радость, восторг, восхищение, грусть, спокойствие, сожаление, печаль, ликование?
Теперь мы можем сделать вывод, что стихи Есенина пробуждают доброту, заставляют человека испытывать разные чувства. А ещё мы можем сказать, что лирические стихи отражают не события, а душевное переживание поэта, его настроение.
Прочитай стихотворение ещё раз.
Медвяная – запах мёда (черёмуха – медоносное растение) Пряная – острые, ароматные по вкусу и запаху Гремучая – шумная, издающая громкие звуки Обдаёт – окатывает водой, брызгами со всех сторон Вкрадчиво – осторожно, доверительно Под кручею – под обрывом (круча – крутой спуск, обрыв)
- Какая картина возникает в твоём воображении, когда ты читаешь строчки «И ветки золотистые, что кудри, завила»?
- Понравились ли тебе сравнения?
- О ком можно сказать, что он (она) завил кудри?
- А может ли черёмуха завить кудри?
- Почему так говорится в стихотворении? ( Черёмуха, как прекрасная девушка, расцветает весной, принарядилась, и её красота покоряет.)
- Какие слова выбирает поэт, чтобы мы услышали, как поёт ручей?
А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей.
- Как ты думаешь, почему поэт изображает черёмуху и ручей как живые?
- Мысленно остановись у ручья, где цветёт черёмуха. Что Есенин помог тебе услышать, почувствовать, представить?
- В стихотворении Сергея Александровича Есенина «Черёмуха» два героя — черёмуха и ручей. Черёмуха растет на берегу ручья, и ветки ее касаются воды. Поэтому ручей волной гремучею ей ветки обдает.
- Нравится ли ручью черёмуха? (Да, он очарован ею, поэтому своей волной гремучею обдаёт её ветки и ей песенки поет.)
- Хочется ли ручейку понравиться черёмухе? (Да, поэтому он поёт песенки вкрадчиво.)
- Какие звуки помогают поэту передать движение воды в ручье, чтобы не только черёмуха, но и читатель услышал, как гремит его волна? Поищем их в строках о ручье со слов «А рядом, у проталинки...»
(Р— П Р —ТР — СТР — БР —Р.)
- А теперь прочитай последние четыре строки и скажи, какие звуки в этих строках передают журчание ручья? ( Р— ГР — КР —КР.)
- Итак, ручеек вкрадчиво поёт для черёмухи песню, чтобы понравиться ей. Какой приём использовал поэт, чтобы ожил ручеек и стал в чём-то походить на человека? (Олицетворение.)
- Похожа ли на человека черёмуха? (Да, она ветки золотистые, что кудри, завила.)
- В этой строке есть и олицетворение, и сравнение.
- Какие слова в стихотворении помогают нам догадаться, что и ручей, и черемуха озарены ярким солнечным светом? (Ветки золотистые, сияют в серебре, серебряный ручей, «зелень золотистая»)
- Сколько золота и серебра! Сколько света и блеска! Когда поэты хотят, чтобы читатели ощутили блеск, сияние, они часто подбирают слова, в которых повторяются звуки 3— С.
- Воспользовался ли таким приёмом Есенин? Попробуем прочитать первые восемь строк о черемухе, выделяя эти звуки.
- А теперь прочитаем строки о черёмухе со слов "Черемуха душистая, развесившись, стоит", и тоже выделим звуки 3—С.
- Видишь, и слова, и звуки помогли поэту создать яркую картину сияющего весеннего денька. Чтобы картина была полней, поэт хотел, чтобы мы и запахи представили.
- Какими словами поэт говорит о запахах? (Черёмуха душистая, роса медвяная, зелень пряная.)
- Итак, поэт написал о красках, запахах и звуках, чтобы мы могли хорошо представить картину, столь милую его сердцу. Что можно узнать о самом поэте, читая стихотворение? Ведь он не рассказывает о себе, а ведёт речь о черёмухе и ручейке. (Он наблюдателен, любит природу, чувствует родной язык так, что и слова, и звуки приходят ему на помощь.)
- Как будем читать стихотворение — быстро или неторопливо? (Неторопливо, с любованием.)
- Какие строки, по-твоему, можно читать чуть быстрее?
А рядом, у проталинки, В траве, между корней, Бежит, струится маленький Серебряный ручей.
Перед этими словами и после них можно сделать паузу побольше.
Попробуй прочитать стихотворение выразительно.
А сейчас послушай песню на стихи Есенина, которую исполняют Кирилл Ставриев и ансамбль "Золотые купола".
А теперь попробуй выучить это стихотворение.
Я надеюсь, что тебе понравилось. До встречи на следующем уроке!