Слова могут называть предметы и явления, признаки предметов и явлений, действия предметов и явлений.
Вы уже знакомы со словами, обозначающими предметы и явления природы, умеете задавать вопросы к этим словам: кто? или что? Давайте представим, что вы пригласили гостей. Перед вами фрукты. Вот виноград и яблоки. Если вы хотите предложить фрукты на выбор, вы спросите ЧТО вам дать? Но вы видите, что яблоки и виноград разные. Как вы будете предлагать? Спросите: какое тебе яблоко, какой тебе виноград? Значит, надо назвать признак, рассказывающий, чем одинаковые фрукты отличаются друг от друга. А помогут это сделать другие слова нашего языка. На этом уроке мы узнаем, что в русском языке есть слова, которые обозначают признаки предметов, явлений природы. Эти слова поясняют, различают, описывают слова, обозначающие сами предметы.
Задания для самостоятельной работы
1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.
2. Дайте ответ одним словом. Зебра какая?
Обмоталась зебра чёрной лентой и всех спрашивает:
- Ну, отгадайте, какая я: чёрная или белая? Белая или чёрная?
3. Прочитайте стихотворение Я. Акима. Назовите слова-признаки к слову «яблоко». Добавьте свои примеры.
Яблоко спелое, красное, сладкое,
Яблоко хрусткое, с кожицей гладкою.
Яблоко я пополам разломлю,
Яблоко с другом своим разделю.
4. Отгадайте слово по его признакам:
а) румяный, сладкий, клубничный …
б) красивая, мягкая, плюшевая …
в) цветные, яркие, красивые …
г) вязаный, красный, тёплый …
5. Выберите слова, которые называют признаки предметов:
Краски, красочные, красят, они, красный, длинный, короткий, квадрат, сказка, десять, быстро, мокрый, мчится, жёлтое, малыши, маленькие.
6. Найдите строку, в которой все слова – названия признаков предметов:
а) колючий, колкий, колючка;
б) отдать, чудесный, плохой;
в) гладкий, вкусный, ровный.
7. Назовите признаки:
а) Дома – по величине и по материалу.
б) Яблока – по вкусу и цвету.
Вы уже знаете, как много разных слов имеется в русском языке. Есть слова, обозначающие названия предметов, слова, называющие признаки предметов. Но оказывается, что существуют слова, которые рассказывают о том, какие действия выполняют предметы. Они сообщают о том, какая работа или какие действия совершаются, когда эти действия совершались: уже произошли, происходят в данный момент или только будут происходить. На уроке мы познакомимся с этими словами, узнаем, на какие вопросы они отвечают, научимся узнавать эти слова среди всех слов и правильно задавать к ним вопросы.
Задания для самостоятельной работы
1. Расскажите своим знакомым, что вы узнали по теме урока.
2. Найдите слова-действия:
Лайка лаяла на лайку.
Плавает пловец легко, уплывает далеко.
Прозвенел и смолк звонок.
3. Отгадайте загадку. Какие слова этой загадки обозначают действия?
Летит – молчит,
Сядет – молчит.
Умрёт – ревёт.
4. Узнайте слово по действию:
а) плавает, ныряет, крякает – ?
б) слушает, осматривает, лечит – ?
в) свистит, воет, дует – ?
5. Дополните предложения подходящими по смыслу словами:
Суп едят, а чай… .
Блины жарят, а пироги… .
Семена сажают, а урожай… .
6. Замените сочетания слов одним словом, обозначающим действием:
покрыть краской – …
заниматься рисованием –…
найти решение – …
одержать победу – …
сделать подарок – …
Видео решение упражнения № 7
Письменное решение упражнения № 7
Видео решение упражнения № 8
Письменное решение упражнения № 8
Видео решение упражнения № 9
Письменное решение упражнения № 9
Видео решение упражнения № 12
Письменное решение упражнения № 12
До встречи на следующем уроке!
Источник: http://interneturok.ru/ru/school/russian/1-klass/nasha-rech/slova-nazvaniya-predmetov-i-yavleniy |