Систематизация и обобщение информации, выделение опорных понятий, моделирование взаимосвязей между ними, способствует лучшему усвоению и запоминанию. Для этой цели отлично подходят карты знаний (они же "карты запоминания", они же "концептуальные карты", они же "ментальные карты", они же "карты ума".... их же в технологии ТРКМЧП иногда называют кластерами).
Термин "интеллектуальная карта" предложен Тони Бьюзеном.
Ментальные карты это альтернатива "плоской" текстовой схеме фиксирования информации (конспектирование, записи, пометки и пр.), которая не очень-то приспособлена к структурированию и запоминанию информации.
Ментальные карты как бы вносят третье измерение в этот процесс – информацию в них очень удобно организовывать, и ее элементы очень легко связывать между собой. И к тому же карты "оживляют", визуализируют фиксируемую информацию с помощью разных приёмов (картинки, значки, цвета, карты, календарь и пр.). И это очень помогает как её восприятию с одного взгляда, так и запоминанию.
Карты знаний хорошо "работают" на этапе актуализации знаний, в ходе самостоятельной работы с учебником, при проверке первичного усвоения, при обобщении и систематизации знаний, в ходе работы над проектом.
Для создания карт знаний помимо бумаги и карандаша, можно использовать специальное программное обеспечение и сетевые сервисы.
Я использую в работе сервис создания ментальных карт spiderscribe.net. Сервис англоязычный, но разобраться с ним очень легко. Предлагаю Вам инструкцию по его использованию.
Желаю удачи! |