Год: 2014
Уровень: муниципальный
Мероприятие: семинар "Инновационные технологии в образовании в условиях ФГОС"
Выступление:
Сегодня всё меньше остаётся людей, кто не слышал бы о том, что такое Интернет и какие услуги он предоставляет пользователям. На слуху у всех загадочный термин - Web 2.0, иначе говорят: новые Интернет - сервисы, новые социальные сервисы, сетевые сервисы, современные сервисы и т.п. Что же понимается под этим? Что такое Web 2.0?
Для начала разведём 2 понятия, лежащие в основе нашей беседы: Интернет и WEB.
Интернет - это совокупность компьютеров и различных устройств, обеспечивающих информационный обмен между компьютерами в сети без использования каких - либо промежуточных носителей информации. Они расположены в разных странах на разных континентах. Их разделяют тысячи километров, моря и океаны. Но они соединены между собой специальными каналами связи (выделенные линии, кабельные и беспроводные сети, спутниковая связь) и образуют всемирную компьютерную сеть ИНТЕРНЕТ.
"Веб" - это информационное наполнение (контент) сети Интернет.
Web 2.0 – термин, обозначающий второе поколение сетевых сервисов. Эти сервисы позволяют не только путешествовать по сети, но и совместно работать и размещать в сети продукты своей деятельности. Сетевые сервисы позволяют реализовывать системно-деятельностный подход, лежащий в основе стандартов второго поколения.
Использование системно-деятельностного подхода ориентировано прежде всего на формирование информационно - коммуникативной культуры учащихся, что способствует формированию универсальных учебных действий.
В своей работе я использую сервисы для создания: интерактивных досок и газет, ментальных карт, ленты времени, презентаций и документов, «Облака слов» и карт.
С некоторыми из них я вас сейчас познакомлю.
1. LearningApps - очень интересный сервис для создания интерактивных упражнений. Это интерактивный конструктор для разработки заданий в разных режимах – «Пазлы», «Установи последовательность», «Викторина с выбором правильного ответа», «Кроссворды», «Вставить пропущенные буквы», «Соотнести» и др. Основная идея упражнений заключается в том, что ученики могут проверить и закрепить свои знания в привлекательной для них игровой форме. Упражнения я готовлю сама, либо ученики. Для учеников не нужна специальная регистрация, потому что ресурс позволяет создавать свои классы и детям предоставляется возможность входа в систему и создания своих интерактивных упражнений.
Детьми были созданы кроссворды «Ломоносов – химик», «Зимние виды спорта», «Несклоняемые имена существительные»; задание «Соотнеси» - «Где работают иностранные слова?», викторина «Загадки всемогущей энергии», викторина по сказке Одоевского «Городок в табакерке». Они размещены на страницах моего сайта.
А сейчас я предлагаю вам посмотреть фрагмент урока русского языка, на котором дети разгадывают кроссворд «Несклоняемые существительные», подготовленный ученицей класса.
Самостоятельная работа по созданию таких заданий способствует эффективной работе по усвоению знаний и овладению способами деятельности, удовлетворяет потребность в самосовершенствовании по предмету за пределами программного материала.
2. Очень часто, работая с детьми, приходится выполнять коллективные работы. Одним из сервисов, предоставляющих возможности для совместной работы, является веб-cтена Padlet. С ним я познакомилась, участвуя с детьми в сетевом учебном проекте "Если ты природе друг!" на сайте Nachalka. Сервис бесплатный, простой в использовании, не ограничивает пользователя в количестве создаваемых страниц и поддерживает кириллицу. Сервис Padlet, позволяет создать стену, на которую можно прикреплять звуковые файлы, изображения, видео, презентации. Работу можно выполнить на уроке, а также можно сделать доступ ученикам и они будут выполнять работу дома.
Предлагаю вашему вниманию фрагмент урока литературного чтения по теме «Обобщение по разделу «Поэтическая тетрадь».
Сейчас мы с ребятами создаём коллективную работу по окружающему миру «Ханты-Мансийский автономный округ – Югра – часть большой страны». Мы уже разместили на нашей стене символику округа и нашего города, основные реки, презентацию про Аган. Результаты нашей работы я размещаю на своём сайте, чтобы ими мог воспользоваться любой желающий для получения информации о нашем округе.
3. Структурирование информации, выделение опорных понятий, тезисов, моделирование взаимосвязей между ними, способствует лучшему усвоению и запоминанию. Для этой цели отлично подходят карты знаний (они же "карты запоминания", они же "концептуальные карты", они же "ментальные карты", они же "карты ума", их же иногда называют кластерами).
Карты знаний хорошо "работают" на этапе актуализации знаний, в ходе самостоятельной работы с учебником, при проверке первичного усвоения, в ходе работы над проектом.
Для создания карт знаний помимо бумаги и карандаша, можно использовать специальное программное обеспечение и сетевые сервисы, например RealtimeBoard и SpiderScribe.net. В карту знаний к составленной схеме можно добавлять текстовые документы, видео и звуковые файлы, иллюстрации.
Карты знаний мы составляем на уроках литературного чтения («Сказка о мёртвой царевне и о семи богатырях» Пушкина, сказка Ершова «Конёк-горбунок») и окружающего мира при изучении природных зон.
Сейчас Вы увидите фрагмент урока по составлению карты знаний на уроке окружающего мира по теме «Зона субтропиков. У Чёрного моря».
А также составление интеллект карт помимо того, что способствует лучшему усвоению и запоминанию текста, еще и влечёт за собой развитие творческого и креативного мышления, являясь своеобразной зарядкой для ума.
4. Большую популярность у моих учеников приобрёл геосервис Google-карты. Картографический сервис, с помощью которого можно посмотреть спутниковые фотографии нашей планеты, на которых сохранены натуральные цвета всех отображённых объектов. Для крупных городов есть возможность увидеть даже улицы и дома. Карты Google позволяют полюбоваться трехмерной проекцией городов или проложить маршрут от одного населенного пункта к другому. Карты можно редактировать в группе. На карте можно размещать текст, гиперссылки, фотографии, видеоролики.
Этим сервисом мы в основном пользуемся на уроках окружающего мира при изучении нового материала. Карту составляем на уроке: наносим метки изучаемых объектов, прокладываем маршрут, добавляем фотографии. Дома дети имеют возможность добавить текст, иллюстративный материал. Так мы совершили путешествия по Франции и Великобритании, познакомились с нашими ближайшими соседями, побывали на севере Европы, узнали что такое и где находится Бенилюкс.
Фрагмент такого урока «Путешествия по Золотому кольцу» Вы сейчас и увидите.
5. В этом году я впервые познакомилась с сервисом для создания ленты времени Dipity.com. Его мы с ребятами сейчас используем в проекте по литературному чтению «Календарь исторических событий». Здесь предоставляется возможность создания собственных лент времени, подходящих для наглядного представления событий с привязкой ко времени. В качестве событий, располагаемых на временной ленте, могут использоваться фотографии и видеоролики с социальных сервисов. Создаваемая «лента времени» представляют собой шкалу с делениями-датами (дни, месяцы, годы), где отображаются различные события. Посмотрите, как мы это делаем.
Я познакомила Вас только с малой долей тех сетевых сервисов, с которыми мы с ребятами работаем. Какова же перспектива их использования в образовательном процессе?
Социальные сетевые сервисы сегодня являются одной из наиболее динамично развивающихся областей информатизации общества. Потенциал этих сервисов огромен и уже широко используется в образовании. Блок социальных сервисов Web 2.0 открывает новые возможности перед образованием; даёт пользователям возможность не только получения, но и создания информации. У сервисов Веб 2.0 большая перспектива при работе с учащимися любой ступени образования, основанная на применении новейших информационных технологий способных повысить заинтересованность и учащихся, и преподавателей в учебном процессе. Их использование способствует формированию ключевых компетенций, формированию учебной мотивации, творческой и познавательной активности, самостоятельности, ответственности; критического и художественно-образного мышления учащихся, умению самостоятельного поиска информации, развитию УУД, позволяет решать задачи междисциплинарного курса «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся».
Ученик на уроке с использованием сетевых сервисов становится активным субъектом учебной деятельности, а учитель выступает в роли помощника, консультанта, поощряющего оригинальные находки, стимулирующего активность, инициативу и самостоятельность.
Уроки с использованием сетевых сервисов, на мой взгляд, – это один из самых важных результатов инновационной работы в школе.
- Оказалась ли полученная информация полезна и существует ли возможность для её применения? |