Раздели текст на смысловые части(одна часть от другой отличается новым содержанием).
Перечитай первую часть, выдели в ней главное. Подбери к ней заголовок.
Таким образом, поработай над другими частями.
Запиши заголовки к каждой части (план).
Проверь себя:
прочитай план;
просмотри текст;
убедись в том, что план отражает главное (не упущено основное, не повторяются заголовки, заголовки помогают вспомнить содержание рассказа).
Виды плана
Вопросный
Назывной
Тезисный
План – опорная схема
Комбинированный
Как правильно составить каждый из них?
Попробуем сделать это на примере рассказа «Капля в море».
Мы как-то раз поймали в море черепаху. Она была большой-пребольшой. Не черепаха, а настоящий домик на косолапых ножках. Посадили мы эту черепаху на палубу. А она вдруг расплакалась. Утром плачет, вечером плачет и в обед тоже кап-кап… Укатилось солнышко в море – черепаха плачет. Ей солнышко жалко. Погасли звезды – снова плачет. Жалко ей звездочек. Нам тоже стало жалко черепаху. Мы отпустили её в синее море. Потом узнали : обманула она нас… Ничего ей не жалко было. Плачут черепахи потому, что живут в море. Вода в море соленая. Лишнюю соль из воды черепахи и выплакивают. ( По Г.Цыферову).
Вопросный план
План записывают в форме вопросов к тексту. Каждый вопрос – к какой – либо одной смысловой части текста. вопросы должны быть заданы так, чтобы ответы на них помогали восстановить содержание всего текста. При составлении вопросного плана лучше использовать вопросительные слова («как», «сколько», «когда», «почему» и т.д.), а не словосочетания с частицей «ли» ( «есть ли», «нашел ли», и т.п. ).
Например:
Кого поймали в море?
О чем плакала пойманная черепаха?
Почему черепаха плакала на самом деле?
Тезисный план
План записывают в виде тезисов*.
*Тезис – кратко сформулированная идея абзаца или части текста.
Каждый тезис соответствует какой-либо одной смысловой части текста. В таком плане много глаголов.
Например:
В море поймали черепаху.
Пойманная черепаха все время плачет.
Черепаха выплакивает лишнюю соль из организма.
Назывной план
План записывают в виде тезисов, в которых не используют глаголы. В назывном плане много существительных и прилагательных.
Например:
Пойманная черепаха.
Черепашьи слезы.
Настоящая причина слёз черепахи.
План – опорная схема
Этот план состоит из «опор», то есть слов и словосочетаний, предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По «опорам» легко восстановить текст.
Выбор «опор» зависит от особенностей твоей памяти, целей и задач, которые ты ставишь. Опорную схему каждый человек составляет так, чтобы ему было удобно ею воспользоваться.
Например:
Черепаха
Слёзы.
Соль из воды.
Комбинированный
Такой план может сочетать в себе разные виды планов.