Мусафирова
Маргарита  Евгеньевна
     учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 8
г. Радужный
ХМАО - Югра
Форма входа
Учительская
Наш класс
Для вас, ребята!
Родителям
Категории раздела
Литературное чтение [5]
Математика [47]
Окружающий мир [19]
Технология. ИЗО [1]
Русский язык [12]
Кнопка сайта
Сайт в конкурсах
конкурс сайтов


Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
https://mega-talant.com/
Мой проект
Живой календарь
С праздником!
Календарь праздников
Маленький праздник
КаленДАРь - праздник на каждый день
Рада всем!
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2101
Статистика

Онлайн всего: 33
Гостей: 33
Пользователей: 0
Главная » » Виртуальный урок. 2 класс » Литературное чтение

Есенин С. А. "Берёза"
Много прекрасных слов сказано о берёзе. Стройный белый ствол, гибкие, склоняющиеся ветви, изящные листочки всегда были символом всего прекрасного, возвышенного и немного грустного. А в поэзии берёза сравнивается с образом русской девушки. Россия всегда ассоциировалась с Берёзой. Берёзу считают русским деревом. Её очень часто называют нежными, женственными словами: матушка берёза, красавица леса и т.д. Она символизирует чистоту и женственность.

К образу русской берёзы обратился в своём творчестве и Сергей Есенин.

Сегодня на уроке мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Берёза». Стихотворение «Берёза» - это первое опубликованное стихотворение С.А.Есенина. Произошло это в 1914 году. Поэту тогда было 19 лет.

Послушай стихотворение и попробуй прочувствовать его.


  • Понравилось тебе стихотворение? Почему?
  • Какими красками нарисовано это стихотворение?
  • У какого времени года такие краски?
  • Какие звуки ты услышал в этом стихотворении?
  • Какие запахи почувствовал?
А теперь давай перечитаем стихотворение, чтобы лучше понять и почувствовать его.
Белая берёза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.
  • О чём говорится в этой части стихотворения?
  • Как ты понимаешь слово "принакрылась"?

Значит, не закрылась совсем, а только чуть-чуть.

  • Какое изобразительно-выразительное средство использует в этом случае поэт?
Олицетворение - это наделение неодушевлённых предметов живыми качествами!
  • Какое изобразительно-выразительное средство используется в третьей и четвёртой строчках?
Сравнение – сопоставление одного явления или предмета с другим.
  • Что с чем сравнивается? Почему?
Вывод: значит можно понять, что берёза «принарядилась», словно девушка.

Читаем дальше.
На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.
Уточним значение некоторых слов.
Кисть - пучок нитей, служащих для украшения чего-либо.
Бахрома – тесьма для обшивки чего-нибудь с рядом свободно свисающих нитей, а также ряд таких свисающих нитей, кистей.           
Кайма – полоса по краю какого-либо предмета, ткани и т.п., отличающаяся цветом, узором, материалом.
  • Что напоминает снег на ветках? С чем поэт сравнивает снег?
Эпитет – образное определение, называет признак в переносном значении.
«Пушистые» - это эпитет, так как слово «пушистые» называет признак предмета в переносном значении.

Метафора – перенесение свойств одного предмета на другой.
Под «снежной каймой» и «белой бахромой» автор подразумевает заснеженные ветки (скрытое сравнение). Это и есть метафора.

Вывод: итак, берёза напоминает девушку, которая принарядилась, набросив на себя красивую шаль или платок с блестящей каймой и белой бахромой.

Продолжаем чтение
И стоит берёза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.
  • Почему тишина «сонная»?  Какое это изобразительно-выразительное средство?
Вокруг ни звука, ни движения, полный покой. «Сонная» - эпитет.
  • Как ты понимаешь выражение: «И горят снежинки в золотом огне»? Какое языковое средство здесь используется?
«Горят» значит, сверкают, «золотой огонь» - солнечный луч, солнечный свет. Эта метафора.

И последняя строфа.
А заря, лениво,
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
Уточняем значение слова "заря".
Заря –  яркое освещение горизонта перед восходом  и после захода солнца.
  • Как ты думаешь, когда снег похож на серебро, а когда на золото?
  • В первой строфе снег похож на серебро. В третьей – на золото. В четвёртой снег опять уподобляется серебру. Как ты понимаешь выражение «заря… обсыпает ветки новым серебром»?
Вывод: значит, поэт описывает берёзу такой, какой она бывает в течение дня, при разном освещении. Неслучайно заря «обходя кругом, обсыпает ветки новым серебром».  Вместе с тем в  стихотворении происходит олицетворение не только  берёзы, но и зари.

Обобщение: Мы видим, что Есенин описал берёзу такой, какой она бывает зимой в течение всего солнечного морозного дня. Это говорит о том, что он часто и подолгу смотрел на неё. Поэт любовался берёзой, восхищался её красотой. Есенин выразил в стихотворении свою любовь к природе.

Какая красивая берёза получилась у С.А.Есенина. При помощи слов он сумел передать её красоту.
  • А как ещё можно показать красоту?

Сегодня мы учились замечать метафоры и олицетворение в стихотворении.

Послушай произведение П. И. Чайковского "Времена года. Февраль" и посмотри на картину Игоря Эммануиловича Грабаря «Февральская лазурь».




Вспоминая о времени написания картины. Художник писал: «Когда я взглянул на верхушку берёзы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединённых голубой  эмалью неба».

Послушай, как описал Грабарь февральские дни, в которые писал эту картину: «Настали чудесные солнечные февральские дни. В природе творилось нечто необычное. Казалось, что она праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берёз, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу».

Грабарь употребляет в своём описании очень красивые метафоры "жемчужные берёзы, коралловые ветки, сапфировые тени".

А теперь попробуй сравнить описание берёзы в стихотворении Есенина, в произведении Чайковского и на картине Грабаря.

Мы уже говорили, что стихи Сергея Есенина очень мелодичны и напевны, многие из них положены на музыку. Не стало исключением и стихотворение "Берёза".

Get Adobe Flash player

Я надеюсь, что тебе понравился наш урок.

Задание 1.
Выучи наизусть стихотворение С. А. Есенина "Берёза".

Задание 2. Нарисуй, какую берёзу представил ты, читая стихотворение Есенина.

Задание 3. На странице сайта "Читальный зал" познакомься с жизнью и творчеством Сергея Есенина.

До встречи на следующем уроке!
Категория: Литературное чтение | Добавил: Марго (07.01.2013)
Просмотров: 8724 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 4.3/3
Всего комментариев: 1
1  
Очень красивые стихи!
Ответ: Мне тоже очень нравится это стихотворение.

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт в рейтинге
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Поиск
Переводчик
А за окном...
Радио
Умная мысль
Полезные ссылки
Это актуально!
Сотрудничество
Интернет-сообщество педагогов Я - Учитель! Методсовет
Продленка Top-uCoz
Сайт
Учительский портал Сайт школы-интерната 4 вида для слабовидящих детей г.Владимир тематический каталог сайтов и статей
ЦРТ «Мега-Талант»
Школа Президента
Ёлка желаний
Интернет-акция
Помогаем восстанавливать леса
Антиплагиат

 

 

 

Архив записей

Мусафирова М. Е.  © 2016
В соответствии с Законом об авторском праве перепечатка, копирование, использование авторских материалов сайта целиком или по частям только с письменного разрешения автора или с обязательным указанием Ф.И.О. автора и размещением активной ссылки на сайт! Материал, выставленный на сайте, взят из открытых источников и используется исключительно в некоммерческих целях.
Создать бесплатный сайт с uCoz