Мусафирова
Маргарита  Евгеньевна
     учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 8
г. Радужный
ХМАО - Югра
Форма входа
Учительская
Наш класс
Для вас, ребята!
Родителям
Категории раздела
Встреча с учителем [4]
Встреча с психологом [4]
Встреча с врачом [1]
Кнопка сайта
Сайт в конкурсах
конкурс сайтов


Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
https://mega-talant.com/
Мой проект
Живой календарь
С праздником!
Календарь праздников
Маленький праздник
КаленДАРь - праздник на каждый день
Рада всем!
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2113
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Главная » » Виртуальное собрание » Встреча с психологом

Чтобы учение было в радость

Каждому из нас хочется, чтобы наши дети были самостоятельны и успешны в их основной деятельности - учёбе.

Из аксиомы:  Любое воспитательное воздействие имеет успех, если оно учитывает потребности ре­бенка!  Поэтому следует исходить именно из этого при поисках путей к хорошей успеваемости наших детей. Как же сделать, чтобы учение сало потребностью детей?

Почему вообще занимается ученик? Почему ежедневно он прилагает для этого весьма существен­ные усилия? Если понаблюдать за поведением не­которых детей, можно прийти к выводу, что ребёнка часто заставляет учиться только страх пе­ред наказанием.   

Конечно, иногда и следует проявить строгость, но принуждение к хорошей успеваемос­ти как постоянно действующее средство нельзя счи­тать сколько-нибудь надежным и эффективным спо­собом ее достижения. Оно только усиливает отвра­щение к школе, учебе или отдельным предметам.

Конечно, следует проявить строгость, но принуждение к хорошей успеваемос­ти как постоянно действующее средство нельзя счи­тать сколько-нибудь надёжным и эффективным спо­собом её достижения. Оно только усиливает отвра­щение к школе, учёбе или отдельным предметам.

Многие, но только не сам ученик, ломают себе голову над тем, как повысить его успеваемость. Он же остается при всём этом совершенно безучастным и даже входит во вкус своей роли пассивного на­блюдателя. Часто приходится видеть, как такие ученики рассматривают свой приход в школу как большую «милость» с их сто­роны.

Нужно ли помогать ребенку учиться? Разумеет­ся, да. Но намного важнее сначала подумать об ис­пользовании имеющихся у него самого сильно и постоянно действующих мотивов к учению, с тем, чтобы он сам захотел учиться, сам заботился об устранении пробелов в своих знаниях, сам просил друзей и близких о помощи.

Попробуйте использовать в работе с ребенком следующее.

Термином «темперамент» обозначают динамические особенно­сти поведения. Его физиологической или природной предпосылкой является тип высшей нервной деятельности, определяемый сочета­нием свойств нервной системы. Именно темперамент регулирует скорость возникновения, изменения и затухания эмоциональных процессов, их интенсивность, склонность к сохранению определён­ного вида деятельности или стихийной смене его, лёгкость, с кото­рой человек приобретает новые формы поведения (умения, навыки, привычки) и изменяет их.

Принято считать, что существует четыре основных типа темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Рассмотрим более подробно каждый из них.

I тип - сильный, уравновешенный, подвижный -сангвинический темперамент (сангвиник)

Ребёнок-сангвиник знает себе цену. Он жизнелюб и любит, что­бы жизнь вокруг него била ключом. С ним интересно и легко. Сангвиник может приспособиться к разным условиям. Он безболезненно и быстро адаптируется к новому. Легко «включается» в любую деятельность. Такой ребёнок без труда усваивает возрастные навыки. Его движения уверенны, точны. Речь выразительная, быстрая, живая, с мимикой и жестами. Он без эмоций переносит наказания. Целый день у него хорошее настроение. А если даже и печалится, то кратковременно и ненадолго. Такой ребёнок - источник оптимизма.

Однако ждать от таких детей стойких привязанностей и увлечений почти не приходится. Их школьные успехи опираются на сообразительность, лёгкость переключения и распределения внимания, а неуспехи объясняются отсутствием усидчивости, недостаточной сосредоточенностью.

II тип - сильный, уравновешенный, инертный - флегматический темперамент (флегматик)

Такой ребёнок не спешит никуда, он копуша. Делает всё неторопливо, не выносит спешки. Движения его медлительны, среди  ровесников он - «увалень», «медведь». Его солидности позавидует любой начальник, а рассудительности - мама с папой. В среде детей он отличается спокойствием. Флегматик делает всё обстоятельно, монументально, упорно покоряя цель и одолевая все препятствия. Свои решения он не меняет. Такой ребёнок всегда сдержан и кажется нам мало эмоциональным. Однако очень предан своим близким и друзьям.

Ребёнок-флегматик не по возрасту миролюбив. Речь у него нетороплива и невыразительна, без жестов, мимики и выплеска эмоций. Слова нередко друг от друга отделяются замедленными паузами, хотя активный словарь не отличается от нормы.

Все возрастные навыки у флегматика формируются с трудом и очень долго. Его можно многому научить и невозможно, или же, по крайней мере, трудно, переучить. Флегматик очень медленно адаптируется к детскому коллективу. Авторитет среди сверстников обретают за счёт упорства и настойчивости в достижении поставленной цели. Кроме того, они обычно хорошо учатся. Но встречаются среди них и тугодумы. Такие добиваются результатов лишь зубрёжкой.

III тип - сильный, неуравновешенный, с преобладанием возбуждения - холерический темперамент (холерик)

Пожалуй, этот темперамент - один из самых ярких темпераментов ребёнка, обычно приносящий родителям бесконечные хлопоты. И в то же время некоторыми особенностями такого темперамента наделены все дети. Подвижней ртути, заводящийся с пол-оборота, такой ребёнок загорается как спичка. Его энергия неиссякаема и шалости неизмеримы, ой кажется, что у него есть вечный двигатель, который делает неутомимым. Борец, задира. Он часто бросает начатое дело и других занятий. Рядом с ним обычно всё «кипит». Его движения порывисты, резки. Он по натуре командир и постоянно конфликтует со своими сверстниками, хотя не может без них жить. Ему всегда нужны сподвижники и зрители. Холерик не умеет ждать и подавлять свои желания. Речь холерика отрывиста, быстра, с проглатыванием отдельных слов, однако она очень выразительна и эмоциональна. Обычно эти дети быстро приспосабливаются к детскому коллективу и очень трудно к требованиям учебных учреждений. Они легко смиряются с любым словесным наказанием и не в силах вынести, когда цель наказания - лишение сво­ды. Свободолюбие их - безгранично. Потребность в новых впечатлениях побуждает их к исследовательской активности. Игры со сверстниками часто заканчиваются ссорами и даже потасовками, страх неизвестности, собственной несостоятельности часто делает таких ребят грубыми, несдержанными. Эти формы поведения представляют собой защитную реакцию на неприятные переживания и мысли. В суждениях школьников-холериков часто звучит аппеляционность, просматривается заметная непоследовательность. Ранее любимые ими педагоги и учебные предметы через короткое время могут стать нелюбимыми и наоборот. Круг их зна­комых очень широк и пёстр по составу. С одними играют, с другими контактируют по поводу школьных поручений и подготовки домашних заданий, с третьими их связывает общность увлечений, четвёртые им просто симпатичны.

IV тип - слабый - меланхолический темперамент (меланхолик)

Не все учёные согласны до сих пор, что есть вообще этот темперамент, так как он просто показатель слабости ребёнка, а темперамент нужен для того, чтобы выжить, поэтому не стоит путать темперамент с меланхолическим характером. Меланхолики сравнимы лишь с оранжерейными мимозами. «Принцессы на горошине» гораздо менее чувствительны, чем они. Они очень ранимы Запасы слёз у них неистощимы. Они всего боятся, застенчивы, робки, нерешительны. Они почти не верят в свои силы. Любой из них зацикливается на неудачах и наказание воспринимает тоже как неудачу. Обидчивость их без конца и края. Им трудно сконцентрировать внимание, не отвлекаясь по различным мелочам, от любой деятельности мгновенно устают. Соматические расстройства у таких детей могут быть связаны с нервным потрясением. Если ребёнок не любит ходить в школу, приближается контрольная работа, экзамен или любое другое ответственное мероприятие, то у ребёнка может подняться температура, появиться жидкий стул или любые другие проявления заболевания. Однако проблемы со здоровьем являются не признаком трусости, а лишь следствием неспособности нервной системы этих ребят выдержать сильные эмоциональные нагрузки.

Обычно меланхолики легко усваивают возрастные навыки, но эти навыки неустойчивы. Движения их неуверенны, бедны и часто суетливы. Речь тихая, но выразительная. Всем меланхоликам трудно адаптироваться в детских коллективах. Зато они очень отзывчивы и добры, тонко чувствуют музыку, прекрасно разбираются в настроении других людей, интуитивно реагируют на дружелюбие и враждебность в свой адрес. С возрастом у них развивается такая черта, как наблюдательность, способность к сопережи­ванию. Это очень важные черты, которые имеют непреходящее значение в сфере человеческих взаимоотношений.

Это основные темпераменты и стили поведения детей. Практически вряд ли вы найдёте среди детей «чистого» флегматика, хилерика, сангвиника и меланхолика, чтобы он идеально соответствовал сем вышеперечисленным стандартам. Чистых темпераментов в природе почти нет, однако у всех нас преобладает какой-нибудь один из них. Это особенно наглядно видно после семи лет, когда уравновешиваются процессы возбуждения и торможения.

Не путайте темперамент с характером. Характер - это то, что важно приобрести в процессе жизни. Он создаётся воспитанием. А темпераменты не создадите. Ребёнок с ним рождается, а старик умирает. Однако, формируя характер, мы учимся им управлять. Формируется характер в результате убеждения, внушения, чьего-либо примера, то есть в результате целенаправленного воздействия взрослых на сознание и поведения ребёнка. Родителям  необходимо принимать в расчёт связи характера и темперамента, то есть природной и социальной обусловленности: своевременная корректировка воспитательных воздействий позволит избежать нежела­нных ошибок, принесёт и родителям и детям больше радости от общения.

Как лучше воспитывать сангвиника

  • Стремитесь выработать у ребёнка-сангвиника устойчивые интересы.
  • Учите терпению, упорству, тому, что любое дело надо доводить до конца.
  • Как можно больше поощряйте за нравственность его поступки.
  • Искореняйте небрежность и поверхностность при выполнении заданий.
  • Учитывайте, что жизнерадостность, общительность, оптимизм сангвиника способны обернуться оборотной стороной медали и стать источником, как легкомыслия, так и непостоянства данного ребёнка.

Как лучше воспитывать флегматика

  • Попытайтесь выработать любознательность и сделать его инициативным.
  • Учите, как правильно переключать внимание при выполнении различных поручений и как рационально распределить время.
  • Не раздражайтесь медленными темпами, а ускоряйте, применяя игровую деятельность.
  • Учите полнее выражать эмоции и чувства: как радоваться, горевать, жалеть кого-то и быть добрым.
  • Старайтесь прививать навыки общения и развивать его коммуникабельность.
  • Играйте с ним в игры, где необходима быстрота движений, точность, ловкость.
  • Поощряйте, когда он выполняет правила, любыми способами пробуждайте сообразительность и воображение ребёнка.
  • Следите за тем, чтобы он меньше был инертным, вялым, время тормошите его, иначе вялость может превратиться в лень, а ровность чувств - в их нищенскую скудость.

Как лучше воспитывать холерика

  • Направляйте бьющую ключом энергию на нужные, полезные дела.
  • Учите обдумывать свои решения, оценивать резервы своих сил.
  • В зачатке погашайте любую агрессивность.
  • Необходимо подбирать такие игры, где укрепились бы процессы торможения, и не было бы перевозбуждения со стороны нервной системы. Игры должны быть спокойные, в которых всё зависит от внимания и нужен только минимум эмоций.
  • Не забывайте, что непосредственность холерика нередко выливается в бестактность и задевает самолюбие людей.
  • Холерика необходимо учить вежливости и требовать, чтобы таким стал. Да, да, не уговаривать, а требовать...

Как лучше воспитывать меланхолика

  • Не надо требовать от меланхолика того, что для него невыполнимо. Приказы замедляют его деятельность.
  • Старайтесь поддержать его, одобрить, быть с ним поласковее и помягче.
  • Нацеливайте его лишь на посильные задания и помогайте время их исполнить.
  • Учите, как надо преодолевать застенчивость и робость, искореняя неуверенность в себе.
  • Поддерживайте его самостоятельность.
  • Воспитывайте в нём инициативность, общительность, доверчивость и смелость.
  • Учите бесстрашию и помогайте избавиться от страхов.
  • Ни в коем случае, даже из благих побуждений, не запугивайте его.
  • Старайтесь вызвать больше положительных эмоций.
  • Учитывайте его впечатлительность, ранимость, высокую чувствительность.

Ну а теперь общие советы и рекомендации:

Совет № 1

Создайте приятную, уютную атмосферу. Возьми­те блокнот, линейку, ручку, калькулятор. Захва­тите дневник или рабочие тетради по всем предме­там.

Вместе с ребенком подсчитайте сумму 10  после­дних полученных отметок по всем предметам, не забывая о физкультуре, рисовании и труде. Это жизнь вашего ребенка, и в ней важно все.

Максимально сумма может составлять 50 бал­лов. Это 10 оценок по «5»  «отлично». Минимально - 20 баллов. Это 10 оценок по «2».

Все остальные успехи вашего ребенка поместят­ся в пределах между этими двумя цифрами.

Приведем пример. Дитя получило подряд 3, 4, 2, 5, 5, 4, 3, 4, 5, 3. Сумма этих оценок составит 38 баллов.

Объясняем ребенку, что это начало его соревно­вания с самим собой. Это начальные его успехи.

Далее открываем блокнот и чертим самую обык­новенную систему координат. По оси Х откладыва­ем произвольной величины отрезки, которые будут означать номер подсчета (дату). По оси  У обозначаем де­ления от 10 до 50, соответствующие количеству набранной суммы баллов.

Обязательно проговариваем ребенку все наши действия, объясняем ему, что после каждых 10 оценок мы будем повторять эту проце­дуру для того, чтобы посмотреть, как ребенок рас­тет и кто победит в этом соревновании: или он, не­много выросший - новый, или он - бывший.

Предположим, что новая порция отметок тако­ва, что выше всего на 1 или 2 балла. Ваш ребенок стал учить лучше на балл или даже два! Это очень важно! Проведите линию ведущих вверх в вашем графике, и пожелайте ребёнку в следующий раз поставит точку ещё выше!

Эта простая процедура очень нравится детям. И первоклашкам и старшеклассникам. Это помогает стремиться превзойти самих себя, а не кого-то там еще!

И еще один нюанс. Предположим, вас волнует не общая успеваемость, а успехи по какому-либо предмету. Тогда считаем сумму оценок только по данному предмету. И лучше перейти на подсчет пяти последних оценок. Тогда максимальная оценка на оси У будет равняться 25, а минимальная - 5. В графике можно использовать цвет: отмечать восхо­дящие линии красным, а падающие - черным.

Подсчет поможет вам увидеть даже небольшое падение успеваемости, которое пока не заметно в общей массе оценок. График, который начнет вычерчиваться в блокноте, сам ска­жет вашему ребенку, что он начинает проигрывать САМ СЕБЕ. Он скажет это убедительнее нас!

Совет №2

Закрепление нового навыка требует 200-500 повторений, с обязательными промежутками между ними для закрепления. Пусть прочитает, сделает что-нибудь другое, затем вернётся к прочитанному и т.д.

Совет №3

Научите ребенка слушать и в уме «рисовать себе картину» того, о чём говорит учитель, при этом совсем-совсем не отвлекаясь. Поиграйте, пробуя и тренируясь дома. Расскажите ему что-нибудь, а он опишет возникшую у него картину или даже зари­сует ее. Научившись этому, на домашние задания ваш отпрыск будет тратить меньше времени, по­скольку многое он поймет на уроке.

Совет № 4

Трудно то, что непонятно. Поэтому объясните ребенку каждое непонятное слово. Учите его пользо­ваться словарями, энциклопедиями, которые соот­ветствуют его возрасту.

Совет № 5

Надо думать при ребенке вслух, анализировать, рассуждать. Надо думать с ребенком вместе, пла­нировать, обсуждать. Решать жизненные ситуации.

Научить собственного ребёнка, думать - глав­ная обязанность родителя!

И помните, родители – лучшие учителя ребёнку.

 
Категория: Встреча с психологом | Добавил: Марго (20.12.2014)
Просмотров: 378 | Рейтинг: 5.0/5
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт в рейтинге
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Поиск
Переводчик
А за окном...
Радио
Умная мысль
Полезные ссылки
Это актуально!
Сотрудничество
Интернет-сообщество педагогов Я - Учитель! Методсовет
Продленка Top-uCoz
Сайт
Учительский портал Сайт школы-интерната 4 вида для слабовидящих детей г.Владимир тематический каталог сайтов и статей
ЦРТ «Мега-Талант»
Школа Президента
Ёлка желаний
Интернет-акция
Помогаем восстанавливать леса
Антиплагиат

 

 

 

Архив записей

Мусафирова М. Е.  © 2016
В соответствии с Законом об авторском праве перепечатка, копирование, использование авторских материалов сайта целиком или по частям только с письменного разрешения автора или с обязательным указанием Ф.И.О. автора и размещением активной ссылки на сайт! Материал, выставленный на сайте, взят из открытых источников и используется исключительно в некоммерческих целях.
Создать бесплатный сайт с uCoz