Мусафирова
Маргарита  Евгеньевна
     учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 8
г. Радужный
ХМАО - Югра
Форма входа
Учительская
Наш класс
Для вас, ребята!
Родителям
Категории раздела
Встреча с учителем [4]
Встреча с психологом [4]
Встреча с врачом [1]
Кнопка сайта
Сайт в конкурсах
конкурс сайтов


Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
https://mega-talant.com/
Мой проект
Живой календарь
С праздником!
Календарь праздников
Маленький праздник
КаленДАРь - праздник на каждый день
Рада всем!
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2113
Статистика

Онлайн всего: 9
Гостей: 9
Пользователей: 0
Главная » » Виртуальное собрание » Встреча с психологом

Адаптация первоклассников к школе
Трудно найти ребёнка, который шёл бы в первый класс с сознательным намерением учиться плохо. На вопрос: "Как ты будешь учиться?" - дети, как правило, отвечают: "Хорошо!"

Однако переход к новой жизни может сопровождаться и такими переживаниями, как неуверенность в своих силах, сомнения в своей способности справиться со всеми требованиями новой социальной роли. Можно даже сказать, что где-то в глубине души эти переживания в той или иной степени свойственны большинству первоклассников: поступление в школу - это эмоционально напряжённая ситуация. И здесь очень важно, как будет происходить первый этап адаптации ребёнка к школе: какую линию поведения выберут сопровождающие его на этом этапе взрослые - учителя и родители; насколько доступной и своевременной будет возможность психологической поддержки в каких-то критических ситуациях. Как определить - благополучно или неблагополучно происходит включение первоклассника в школьную жизнь?

Первый показатель социального и эмоционального благополучия - это то, что ребёнок всегда идёт в школу с желанием и радостью. Соответственно, отсутствие желания и радости - сигнал неблагополучия и необходимости обсудить проблему с учителем или психологом (или, в идеале, с обоими вместе).

Связь положительных эмоций со школой очень важна, так как создаёт благоприятный фон для основного содержания школьной жизни - узнавание нового, то есть процесса восприятия и усвоения определённой информации.

Трудности часто возникают из-за того, что определена эта информация государственной программой обязательной для всех, не всегда совпадающей с интересом данного конкретного ребёнка в данный конкретный момент.

Каким бы ни был мастером своего дела учитель, от ученика в школьной ситуации всегда требуется волевое усилие, способность к целенаправленному действию, к саморегуляции. Энергию для такого усилия могут давать положительные эмоции (а отрицательные - отнимать). Поэтому положительный эмоциональный фон, связанный со школой - необходимое условие для успешной адаптации к школьному обучению. Необходимое - но недостаточное.

Дело в том, что первоклассника на первых порах может радовать сам факт его новой социальной роли, признание в семье значимости его занятий, появившиеся у него новые предметы - портфель, учебники, тетради, а также общение с новыми друзьями и другие обстоятельства прямо не связанные с обучением.

Поэтому не меньшее значение имеет второй признак успешного включения в учебную деятельность - это осознанное желание именно УЧИТЬСЯ, а не просто ходить в школу.

Что это значит для ребёнка - "учиться"? Когда, при поступлении в школу, его об этом спрашивают, то признаком психологической готовности к школьному обучению считается ответ: "Узнавать новое, учиться делать то, что не умел раньше". Если же спросить: "А что значить ХОРОШО учиться?" - логичным было бы высказывание: "Узнавать больше, всё запоминать, быстро и правильно делать то, чему научился".

Однако уже для многих дошкольников (и практически для всех школьников) "хорошо учиться" - значит "получать хорошие оценки".

Таким образом происходит смещение цели с внутреннего на внешнее, СОБСТВЕННОГО желания и интереса К ПРОЦЕССУ учебной деятельности на ЧУЖОЕ восприятие её РЕЗУЛЬТАТА.

Почему это происходит? Дети ориентируются на взрослых. А родители редко спрашивают: "Что ты сегодня узнал нового? Чему научился? Что было интересного?". Чаще - "Какие отметки получил?"

Ориентация на внешнюю оценку, на мнение авторитета, которым в данном случае является учитель - сама по себе не может рассматриваться как отрицательное явление. Это один из важных психологических механизмов социального взаимодействия, без которого общественная жизнь сильно бы затруднилось.

Однако если целью учения становятся только оценки - ребёнку трудно бывает сохранить внутренний стимул, то что в научной психологии называют "познавательной мотивацией", а в житейской - любознательностью, то есть собственной потребностью в получении знаний. Но именно потребности дают человеку энергию для жизни.

Их отсутствие взрослый человек восполняет силой своей воли, то есть произвольной регуляцией своих действий через понятия "надо", "должен".

У семилетних детей такая произвольная регуляция только начинает формироваться, её недостаточно, чтобы полностью заменить действия на основе потребностей, - желаний и интересов. И тогда волю ребёнка заменяет воля родителей.

В обыденной жизни это проявляется в том, как происходит выполнение домашних заданий: под жёстким контролем (волей!) родителей или просто при их заинтересованном участии, с признанием главным лицом в этом процессе самого ребёнка.

Это третий показатель благополучия или неблагополучия при включении в школьную ситуацию: чувства и желания ребёнка по поводу домашних заданий.

Потеря внутренней познавательной потребности ведёт к тому, что у ребёнка нарушается гармония между "хочу" и "надо" в его основной деятельности - учебной. Психика в этом случае может не справиться с господством "надо", и в итоге у ребёнка может возникнуть либо стойкое отвращение к учёбе с последующей неуспеваемостью, либо так называемые "школьные неврозы".

В сентябре проблема школьной адаптации стоит не только перед первоклассниками. Резкий переход от длительной свободы и отдыха к жизни, подчиненный строгим правилам и обязанностям достаточно труден для школьников любого возраста. Скорость и успешность их включения в учебную деятельность зависит не только от внешних факторов (обстановка в школе и семье), но и от индивидуальных особенностей детей - характера, темперамента, привычек.
 
Рекомендации для родителей 1-4 классов
  • Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей, проявляя внимание и терпение. При этом не ограничивайтесь дежурными вопросами: "Что получил?", "Как дела?", а расспрашивайте о чувствах, настроении, проявляйте эмоциональную поддержку и т.д.
  • Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные на Ваш взгляд достижения ребенка, его посильные успехи. При встрече с неудачами в учёбе старайтесь разобраться вместе, найти выход, предвидеть последствия действий. Не запугивайте ребенка, страх не активизирует его деятельность.
  • Развивайте любознательность, поощряйте любопытство, удовлетворяйте его потребность в знаниях. Давайте ребенку как можно больше сведений и не забывайте, что до 7 лет усваивается около 90% основополагающей информации о мире и примерно столько же важнейших жизненных навыков. На всю оставшуюся жизнь приходится только 10%.
  • Покупайте и дарите книги, кассеты, диски, картины. Читайте вслух, предлагайте ребёнку почитать Вам, обсуждайте прочитанное. Определяйте с ним программу чтения на неделю, месяц и помогайте осуществить, поощряйте её выполнение.
  • Помогайте ребенку выполнять трудные задания, предлагайте выход из сложной ситуации, но не забывайте давать ему возможность самому найти выход, решение, совершить поступок.
  • Будьте доброжелательными к одноклассникам, не запрещайте делать вместе уроки, так как замечено, что индивидуально предпочитают работать отличники, а средне- и слабоуспевающим нравится заниматься парами, группами. К тому же известно: тот, кто учит, учится сам.
  • Активно слушайте своего ребенка, так как выявлено, что рассказ самому себе вызывает психическую травму. Пусть он пересказывает прочитанное, увиденное, делится впечатлениями о прожитом.
  • Не говорите плохо о школе, не критикуйте учителей в присутствии ребенка, создавайте у него позитивное, положительное отношение к школе.
  • Принимайте участие в делах класса и школы. Ребенку будет приятно, если школа станет частью Вашей жизни. Ваш авторитет повысится.
  • Не заставляйте многократно переписывать, повторять. Понаблюдайте за особенностями умственной деятельности своего ребёнка, выясните, что получается легко, а что даётся с трудом. Посоветуйтесь с педагогом, как улучшить память, как развить сосредоточенность, организованность и т. п.
  • Обеспечивайте ребёнка всем необходимым для учёбы, создавайте атмосферу уважительного отношения к его труду, вещам, учебникам, делам и т. п.
  • Умственный труд сложен, требует много усилий. Помогайте ребёнку сохранить веру в себя.
  • При выполнении домашней работы с ребёнком не контролируйте деятельность учителя.
  • Подавляйте в себе искушение немедленно использовать любую ошибку ребёнка для его критики. Помогая ему выполнять домашнее задание, делайте преднамеренные ошибки, чтобы у ребёнка был шанс исправить Вас, испытать удовлетворение от обнаружения ошибки. Только так он сможет осознать действие контроля, которое постепенно станет самоконтролем.
  • Проверяйте домашнее задание, особенно на первом этапе обучения, при этом давайте понять ребёнку, что Вы довольны или недовольны им. Будьте уверены: в следующий раз он будет очень стараться, чтобы заслужить Вашу похвалу.
Категория: Встреча с психологом | Добавил: Марго (22.06.2012)
Просмотров: 647 | Рейтинг: 4.2/4
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт в рейтинге
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Поиск
Переводчик
А за окном...
Радио
Умная мысль
Полезные ссылки
Это актуально!
Сотрудничество
Интернет-сообщество педагогов Я - Учитель! Методсовет
Продленка Top-uCoz
Сайт
Учительский портал Сайт школы-интерната 4 вида для слабовидящих детей г.Владимир тематический каталог сайтов и статей
ЦРТ «Мега-Талант»
Школа Президента
Ёлка желаний
Интернет-акция
Помогаем восстанавливать леса
Антиплагиат

 

 

 

Архив записей

Мусафирова М. Е.  © 2016
В соответствии с Законом об авторском праве перепечатка, копирование, использование авторских материалов сайта целиком или по частям только с письменного разрешения автора или с обязательным указанием Ф.И.О. автора и размещением активной ссылки на сайт! Материал, выставленный на сайте, взят из открытых источников и используется исключительно в некоммерческих целях.
Создать бесплатный сайт с uCoz