Мусафирова
Маргарита  Евгеньевна
     учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 8
г. Радужный
ХМАО - Югра
Форма входа
Учительская
Наш класс
Для вас, ребята!
Родителям
Категории раздела
Презентации [6]
Видео [11]
Проба пера [6]
Проекты, исследования [25]
Хореография [6]
Вокал [3]
Рецепты [19]
Всё для школы [18]
Кнопка сайта
Сайт в конкурсах
конкурс сайтов


Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
https://mega-talant.com/
Мой проект
Живой календарь
С праздником!
Календарь праздников
Маленький праздник
КаленДАРь - праздник на каждый день
Рада всем!
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2113
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » » Наши таланты » Проекты, исследования

Сетевой учебный проект "Удивительное рядом! Похимичим?"

 

Широко распростирает химия

руки свои в дела человеческие.

Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся,

 везде обращаются пред очами нашими

успехи её прилежания.

М. В. Ломоносов

Все дети любят задавать взрослым различные вопросы, и мы не исключение. Попробуйте ответить на  такой вопрос: почему хлебный мякиш весь в дырочках? А откуда взялись дырочки в сыре? Или: почему железо ржавеет? Почему воздушный шарик летит вверх? Почему спички зажигаются? Почему мыло отмывает грязь? Вопросы, казалось бы, простые, а ответить на них не так уж и легко. Оказывается всё, что мы видим вокруг, можно рассмотреть с точки зрения удивительной науки химии. Химия – очень сложная наука, которая изучается в старших классах. Но мы решили познакомиться с ней уже сейчас, чтобы ответить на главный вопрос: «Как устроен окружающий нас мир?»

Чтобы найти ответ на этот вопрос наша команда 3-а класса «Взрослые дети» приняла участие в сетевом учебном проекте на сайте Nachalka.com. и совершила увлекательное путешествие с профессором Пробиркиным.

Цель проекта: выяснить, как устроен окружающий нас мир с точки зрения науки химии.

Задачи:

изучить литературу и материалы сети Интернет;

посетить кабинет химии;

провести химические опыты;

выяснить, где мы встречаемся с химией в жизни, и какие правила надо соблюдать, чтобы не навредить себе;

выяснить, как люди в прошлом обходились без продуктов химической промышленности;

обобщить полученные данные.

План проекта:

Подготовительный этап

Этап 1. С чего начинается химия?

Этап 2. Суперлаборатория.

Этап 3. В поисках химии.

Этап 4. Назад в прошлое.

Этап 5. Химическая почемучка.

Этап 6. Составление синквейна.

Заключительный этап.

Описание продукта

Продуктами проектной деятельности являются: ментальная карта «Таблица Менделеева у нас дома», презентация «Химия вокруг нас, химия внутри нас», кроссворд «Ломоносов – химик» и книга «Химическая почемучка».

Практическая значимость

Продукты проектной деятельности могут быть использованы учителями и учащимися, как во внеурочной деятельности для изучения вопросов внешкольной программы, так и на уроках окружающего мира для более глубокого изучения тем «Разнообразие веществ», «Тела, вещества, частицы» и «Мы и наше здоровье».

Немаловажным является и то, что презентация «Химия вокруг нас, химия внутри нас» и книга «Химическая почемучка» будут способствовать развитию навыков здорового образа жизни у школьников и взрослых.

Описание и реализация проекта

Подготовительный этап

На подготовительном этапе мы познакомились с содержанием проекта,  заполнили первый столбик «Таблицы Знаю-Умею» и прошли регистрацию на сайте для дальнейшего путешествия.

Этап 1. С чего начинается химия?

Теперь химическая лаборатория для нас была открыта, и нам не терпелось скорее начать знакомство с удивительной  и загадочной наукой химией.

Для начала мы создали индивидуальные «Химические словарики» и общий для команды «Лабораторный журнал», которые заполняли на протяжении всего проекта.

Вы помните, как поётся в детской песенке: «С голубого ручейка начинается река, ну а дружба начинается с улыбки». А химия? С чего же начинается она? Это нам и предстояло выяснить.

Из страниц Википедии мы узнали о великом русском учёном Дмитрии Ивановиче Менделееве, который в 1869 году открыл периодический закон химических элементов.

Менделеев

Дмитрий Иванович

Русский учёный-энциклопедист: химик, физикохимик, физик, метролог, экономист, технолог, геолог, метеоролог, педагог, воздухоплаватель, приборостроитель. Профессор Санкт-Петербургского университета; член-корреспондент по разряду «физический» Императорской Санкт-Петербургской Академии наук. Среди наиболее известных открытий — периодический закон химических элементов.

zoom-images

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А ещё мы начали чтение сказки Натальи Ивановой «Необычные приключения Пробиркина в Стране химических элементов».

Теперь мы можем сказать, что химия начинается с таблицы Менделеева и с самого Д. И. Менделеева. Свои выводы мы записали в «Лабораторный журнал», а значения новых слов – в «Химический словарик».

На этом этапе нам необходимо было создать ментальную карту «Таблица Менделеева у нас дома». Её ещё называют картой знаний. Для лучшего знакомства с таблицей Менделеева на перемене под руководством нашей учительницы Маргариты Евгеньевны мы проводили различные игры.

Глядя на таблицу, найти названный учителем элемент и показать (назвать его номер).

Как можно быстрее найти и назвать элемент по названному номеру.

Найти и назвать все элементы, название которых начинается на определённую букву или в названии которых три буквы, четыре, пять и т.д.

Как можно быстрее записать на листочке латинские обозначения названных трёх - пяти элементов.

Прочитать названия всех элементов во втором ряду (или любом другом ряду или столбце - группе элементов), а потом постараться назвать их в том же порядке по памяти (за каждый правильный ответ - одно очко).

Особенно нам понравилась игра на сайте ХиМик,  в которую мы тоже играли на перемене.

Пришло время создавать ментальную карту. Для этого мы:

ознакомились с инструкциями по работе в сервисе SpiderScribe.net;

выбрали три знакомых элемента из таблицы Менделеева, и нашли информацию о них;

сделали фотографии предметов, изготовленных из этих элементов;

создали ментальную карту (передвигать объект по экрану необходимо, удерживая левую кнопку мыши) и ссылку на неё разместили в таблице «Шаги к успеху».

 Этап 2. Суперлаборатория

Когда мы говорим о многообразии природы в окружающем нас мире, кажется, что в мире существует бесчисленное множество элементов. Но теперь мы знаем, что это не так. Мы сами и всё, что нас окружает, это всего  лишь 118 химических элементов, которые соединяются друг с другом и образовывают новые вещества. Правда, удивительно!

Пора продолжить знакомство с загадочной наукой химией. А что самое интересное в химической лаборатории? Конечно же, химические опыты. За этим мы отправились в кабинет химии.

Там нас встретила его хозяйка – учитель химии Компанец Галина Григорьевна. Она познакомила нас с правилами безопасности при проведении химических опытов и показала нам несколько опытов, которые были больше похожи на фокусы. Мы увидели дым без огня, превращение воды в вино, кровь без раны и исцеление живой водой. Оказывается вещества можно смешивать и получать новые!

Смотреть здорово, но самому проводить опыты ещё интереснее. Поэтому, повторив правила безопасного поведения, мы приступили к их проведению. Мы смешивали вещества, определяли наличие крахмала в продуктах, наблюдали за изменением окраски разных отваров и соков.

Результаты опытов и свои выводы мы записали в «Лабораторный журнал». Удивительная наука!

Также на этом этапе мой «Химический словарик» пополнился новыми терминами и я начала читать «Химическую азбуку» Е.В.Савинкиной.

Этап 3. В поисках химии

На третьем этапе мы отправились на поиски.

«Широко распростирает химия руки свои в дела человеческие... Куда ни посмотрим, куда ни оглянемся, везде обращаются пред очами нашими успехи её приложения», - писал Михаил Васильевич Ломоносов много лет назад. Слова этого великого русского учёного не только не устарели, но и стали в последние годы ещё актуальнее.

Мы с самого своего рождения окружены химическими веществами, продуктами химической промышленности, поэтому должны научиться жить с ними «в мире и согласии».

На этом этапе нам предстояло выяснить, где же мы встречаемся в нашей жизни с химией? Какие правила необходимо выполнять, чтобы не навредить себе?

Для работы мы разделились на три группы: «Чистюли», «Экологи» и «Биологи».

Группа «Чистюли» исследовала средство для уборки дома «Cif» и выяснила, почему оно может быть опасным для здоровья. Группа «Экологи» изучила состав конфет «m&m» и сделала вывод о том, стоит ли употреблять их в пищу. Группа «Биологи» рассмотрела таблицу Менделеева, изучила справочную литературу, материалы сети Интернет и ответила на вопросы: какие химические элементы присутствуют в организме человека, какую работу они выполняют и в каких продуктах содержатся? Затем участники группы придумали рекламу полезных продуктов и нарисовали плакат.

Результаты нашей работы мы записали в «Лабораторный журнал» и, используя шаблон, оформили три слайда Google презентации «Химия вокруг нас, химия внутри нас».

Ссылку на презентацию разместили в таблице «Шаги к успеху».

Этап 4. Назад в прошлое

По названию этапа мы поняли, что отправимся в прошлое.

Мы уже много узнали о роли, которую играет в нашей жизни химия. Теперь нам предстояло выяснить, как люди в прошлом обходились без продуктов химического производства и ответить на вопросы викторины.

Изучив литературу и расспросив бабушек и мам, мы справились с викториной.

Во время этого путешествия мы продолжили знакомиться с учёными-химиками. Имя Дмитрия Ивановича Менделеева нам уже знакомо. Нам необходимо было познакомиться с учёным, о котором А. С. Пушкин писал: «Он создал первый университет. Он, лучше сказать, сам был первым нашим университетом».

Конечно, А. С. Пушкин писал о Михаиле Васильевиче Ломоносове, который считал химию одной из главных областей  своего научного творчества.

Итак, наша задача: познакомиться   с жизнью, деятельностью и творчеством М.В.Ломоносова и составить кроссворд «Ломоносов-химик».

Изучая материал о М. В. Ломоносове, мы выяснили, что он впервые в истории дал верное и полное определение химии как науки, которую в то время считали искусством. В 1748 году он добился открытия при Петербургской академии наук первой в России научной и учебной химической лаборатории. В ней он изучал действие кислот на металлы, разрабатывал разные способы получения минеральных красок, цветных стёкол, изучал состав минералов, создавал русский «химический язык» и занимался мозаикой.

М. В. Ломоносов и И. А. Браун первыми получили ртуть в твёрдом состоянии, доказали её электропроводность и "ковкость", что стало основанием для отнесения этого вещества к металлам.

Ещё в глубокой древности учёные предполагали, что вещества состоят из не видимых глазом частиц. Этим они объясняли большинство природных явлений. Почему, например, высыхает мокрая одежда? Потому что с неё улетают частички воды, которых мы просто не можем видеть.

М. В. Ломоносов в своих трудах доказывал, что невидимые частицы бывают сложными и простыми. Сложные частицы – корпускулы состоят из простых частиц – элементов. Одни и те же простые частицы, соединяясь по-разному, могут образовывать самые разные сложные частицы. Этим М. В. Ломоносов объяснял такое великое разнообразие веществ в природе. Позже учёные убедились в том, что это действительно так. Сложные частицы были названы молекулами, а простые – атомами.

Вооружившись этими знаниями, мы с лёгкостью составили кроссворд «Ломоносов – химик», пользуясь online сервисом для создания мультимедийных интерактивных упражнений.

 

Этап 5. Химическая почемучка.

На данном этапе нам необходимо было оформить одну страницу общей книги «Химическая почемучка». На своей странице мы отвечали на вопрос: «Какой металл содержится в детской присыпке?». Для этого мы:

изучили состав детской присыпки, и нашли ответ на вопрос;

сделали фотографии;

оформили страницу общей книги в Google документах.

Этап 6. Синквейн.

А теперь пришло время ответить на главный вопрос проекта с точки зрения науки химии: «Как устроен окружающий нас мир?». Из химиков мы на время превратились в поэтов и сочинили синквейн, который разместили на форуме проекта.

Заключительный этап.

Вот и подошёл к концу проект "Удивительное рядом! Похимичим?". За время работы в проекте мы много узнали об этой науке, проводили опыты, искали химические вещества вокруг нас, путешествовали в прошлое. Свои результаты мы отражали в «Химическом словарике» и «Лабораторном журнале».

 

(Для увеличения изображения щёлкните левой кнопкой мыши по изображению)

Участвуя в проекте, мы научились:

характеризовать свойства наиболее употребляемых в быту веществ;

объяснять необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения;

проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты;

следовать инструкциям и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;

составлять ментальную карту;

готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;

формулировать собственное мнение и позицию;

договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

Отвечая на вопросы анкеты для участников проекта, мы отметили, что все задания проекта были очень интересными, а с наукой химией мы будем теперь обязательно дружить.

Заключение

Обобщая итоги работы над проектом, хочется отметить, что план проекта реализован и цель достигнута. Нам удалось ответить на вопрос «Как устроен окружающий нас мир с точки зрения науки химии?»

Теперь мы знаем, что имея дело с различными вещами, а, следовательно, и с веществами, из которых они состоят, мы имею дело и с химией. Ведь наука химия изучает вещества, их свойства, строение и превращения.

Посмотрите, откуда взялась посуда? А вот едет по улице машина, шурша по асфальту своими шинами. Из чего они сделаны? Почему надкусанное яблоко темнее? 

Таких чудес вокруг множество и некоторые из них я уже могу объяснить. А химия – настоящая волшебница наших дней. Но волшебница может быть доброй, а может быть и злой. Поэтому обращаться с химией и продуктами химического производства надо осторожно, чтобы не нанести вред самому себе и окружающему миру.

 О нашем проекте мы рассказали ученикам начальных классов нашей школы на конференции «Первые шаги в науку», где заняли 2 место.

Материалами проекта мы обязательно воспользуемся на уроках окружающего мира и при проведении внеклассных мероприятий.

А мы решили не останавливаться на достигнутом и продолжить работу над созданием своей книги «Химическая почемучка» и презентации «Химия вокруг нас, химия внутри нас».

Категория: Проекты, исследования | Добавил: Марго (28.03.2014)
Просмотров: 3047 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт в рейтинге
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Поиск
Переводчик
А за окном...
Радио
Умная мысль
Полезные ссылки
Это актуально!
Сотрудничество
Интернет-сообщество педагогов Я - Учитель! Методсовет
Продленка Top-uCoz
Сайт
Учительский портал Сайт школы-интерната 4 вида для слабовидящих детей г.Владимир тематический каталог сайтов и статей
ЦРТ «Мега-Талант»
Школа Президента
Ёлка желаний
Интернет-акция
Помогаем восстанавливать леса
Антиплагиат

 

 

 

Архив записей

Мусафирова М. Е.  © 2016
В соответствии с Законом об авторском праве перепечатка, копирование, использование авторских материалов сайта целиком или по частям только с письменного разрешения автора или с обязательным указанием Ф.И.О. автора и размещением активной ссылки на сайт! Материал, выставленный на сайте, взят из открытых источников и используется исключительно в некоммерческих целях.
Создать бесплатный сайт с uCoz