Мусафирова
Маргарита  Евгеньевна
     учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 8
г. Радужный
ХМАО - Югра
Форма входа
Учительская
Наш класс
Для вас, ребята!
Родителям
Категории раздела
Скоро в школу [13]
Кнопка сайта
Сайт в конкурсах
конкурс сайтов


Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
https://mega-talant.com/
Мой проект
Живой календарь
С праздником!
Календарь праздников
Маленький праздник
КаленДАРь - праздник на каждый день
Рада всем!
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2774
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » » Заботливым родителям » Скоро в школу

Готовность к школе и условия успешной учёбы
 
Готовность к школе и условия успешной учёбы
 
Обученность и интеллектуальное развитие - это не одно и то же
 
Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет.
 
В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки в целом принадлежат ещё дошкольному миру. Ребёнок шести лет способен усваивать учебный материал, но при этом у него ещё сохраняется острая потребность играть. Это ребёнок играющий. Поэтому обучение шестилеток изначально задумывалось как обучение игровое.
 
Девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более социально-адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Не доигравшие мальчики - это горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребёнка. Очень часто мы встречаем неровные классы: там сидят готовые к обучению прилежные девочки и маленькие мальчики, возящие под партой машинки.
 
Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.
  • Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика).
  • Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями).
  • Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).
В принципе, то интеллектуальное развитие, которое получает ребёнок с рождения, как в семье, так и в детском садике, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в школе в общем достаточны. Любой ребёнок к окончанию детского садика, как правило, умеет считать до 10, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением.
 
Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребёнок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.
 
Скажем, если вы периодически берёте ребёнка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоить шесть-семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить? Вот написаны названия, пусть назовёт хотя бы первые три буковки.
 
Таким образом, ребёнок научится хотя бы немного читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребёнок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен думать.
 
Поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребёнок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.
 
Первый класс - это, прежде всего, письмо. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды деятельности.
 
Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей - что там такого, в первом классе: два плюс два! Это серьёзная ошибка.
 
Действительно, в первом классе, скорее всего, всё пойдёт более или менее гладко. Проблемы настигнут ребёнка во втором и в третьем классе. Там он столкнётся с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными.
 
Если ребёнку хорошо в детском саду и проблема его недогрузки - единственное, что беспокоит вас, то не торопитесь с поступлением в школу. Найдите возможность для развития творческих способностей своего малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции. Возможно, даже на базе детского сада.
 
Важно помнить: развитый ребёнок и готовый к школе ребёнок - это не одно и то же. Обученность - это те умения и навыки, которым ребёнка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие - это некий умственный потенциал, способность ребёнка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.
 
То есть обученность и умственное развитие - это отнюдь не синонимы!
Например, родители ребёнка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет.
 
Обученность может облегчить жизнь ребёнку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребёнку будет скучно учиться. Кроме того, в определённый момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить своё внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребёнок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.
 
А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков.
 
Ведь что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система.
 
И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребёнок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.
 
Кроме того, к моменту поступления в школу ребёнок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.
 
Чем заниматься с ребёнком, чтобы он оказался готовым к школе?
 
В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. О навыках самообслуживания было сказано выше.
 
Важно, чтобы ребёнок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доводить до конца.
 
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и ещё ко многому другому) - читать ребёнку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день.
 
Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование.
 
Помочь родителям самостоятельно определить уровень готовности ребёнка к школе могут следующие критерии из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами.
 
      Оценка развития познания
  • Владеет ли ребёнок основными понятиями: правый-левый, большой--малый и т. п.?
  • Способен ли ребёнок понимать простейшие принципы классификации , например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?
  • Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
  • Может ли ребёнок назвать большинство букв алфавита?
      Оценка базового опыта ребёнка
  • Приходилось ли ребёнку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?
  • Был ли он в библиотеке?
  • Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?
  • Проявляет ли ребёнок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
      Оценка языкового развития
  • Может ли ребёнок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
  • Легко ли ребёнку отвечать на вопросы взрослых?
  • Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т. п.?
  • Может ли ребёнок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т. п.?
  • Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?
  • Чётко ли ребёнок выговаривает слова?
  • Правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики?
  • Способен ли ребёнок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?
      Оценка уровня эмоционального развития
  • Выглядит ли ребёнок весёлым (дома и среди товарищей)?
  • Сформировался ли у ребёнка образ себя как человека, который многое может?
  • Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
  • Способен ли ребёнок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?
      Оценка умения общаться
  • Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
  • Соблюдает ли он очерёдность, когда этого требует ситуация?
  • Способен ли ребёнок слушать других не перебивая?
      Оценка физического развития
  • Хорошо ли ребёнок слышит?
  • Хорошо ли он видит?
  • Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
  • Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
  • Выглядит ли ребёнок бодрым и увлечённым?
  • Выглядит ли ребёнок здоровым, сытым и отдохнувшим?
      Зрительное различение
  • Может ли ребёнок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
  • Может ли ребёнок различать буквы и короткие слова, например, б-п, кот-год?
      Зрительная память
  • Может ли ребёнок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трёх картинок, а потом одну убрать?
  • Знает ли ребёнок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?
      Зрительное восприятие
  • Способен ли ребёнок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
  • Понимает ли ребёнок, что читают слева направо?
      Уровень слуховых способностей
  • В состоянии ли ребёнок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес-вес?
  • Может ли ребёнок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
  • Способен ли ребёнок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
      Оценка отношения к книгам
  • Возникает ли у ребёнка желание посмотреть книги самостоятельно?
  • Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?
  • Задаёт ли ребёнок вопросы о словах  - что они значат и т. п.?
      Общая психологическая готовность
      Может ли ваш ребёнок:
  • Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?
  • Изъясняться связно, например, "покажи мне..."?
  • Понимать смысл того, о чём ему читают?
  • Чётко выговорить своё имя?
  • Запомнить свой адрес и номер телефона?
  • Писать карандашом или мелками на бумаге?
  • Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?
  • Вырезать ножницами с тупыми концами, причём ровно и не поранившись?
  • Слушать и следовать полученным указаниям?
  • Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
  • Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
  • Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
  • Положительно оценивать: я - человек, который многое может?
  • "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?
  • Проявлять интерес к окружающим его предметам?
  • Ладить с другими детьми?
      Ваши взаимоотношения с ребёнком, ваша роль в подготовке его к учёбе
  • Нравится ли вам ваш малыш?
  • Слушаете ли вы то, что ребёнок говорит?
  • Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?
  • Стараетесь ли вы создать у ребёнка ощущение значимости того, о чём он говорит?
  • Поправляете ли вы речь малыша?
  • Позволяете ли вы ребёнку совершать ошибки?
  • Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
  • Смеётесь ли вы вместе с ним?
  • Отводите ли вы каждый день время для чтения ребёнку и для бесед с ним?
  • Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
  • Поощряете ли вы интересы и увлечения ребёнка?
  • Есть ли у малыша хоты бы одна-две собственные книги?
  • есть ли у ребёнка дома место, которое отведено только ему?
  • Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
  • Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьёй что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?
  • Стараетесь ли вы сказать всё за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?
  • Смотрите ли вы телевизор вместе с ребёнком?
  • Задаёте ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
  • Ограничиваете ли вы возможность ребёнка смотреть телевизор?
  • Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?
  • Собираетесь ли вы сводить ребёнка в зоопарк, в театр, в музей?
Хочется обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребёнок соответствовал им всем без исключения и в полной мере. Кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками "да" или "нет", допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда".
 
У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами - к обучению. И пресловутое детское любопытство - тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность ребёнка - один из лучших и эффективных "инструментов" его обучения.
 
Поэтому опять же, отмахиваться от детских вопросов - значит подавлять "пытливость его ума", а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в своё время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учёбе. Особенно если их любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не относятся) так и продолжают подавлять.
 
Вообще в процессе той же подготовки к школе включение каких-то дидактических, обучающих элементов, причём повторяемых в нескольких вариантах, во всевозможные игры - тоже существенный шаг к пробуждению и закреплению интереса к школьной учёбе. И даже в начальной школе обучение в принципе должно иметь характер определённой игры.
 
Собственно, основной принцип успешной учёбы был сформулирован ещё в старой песенке: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!" И если в школе это делают не всегда - вполне можно превратить в весёлую игру выполнение тех же постылых домашних заданий.
 
Кстати, в таком процессе игры удовольствие от обучения развивается и закрепляется, если хотите, на уровне безусловных рефлексов - причём, что важно, удовольствие не столь от получения каких-то знаний, сколько от умения ими активно пользоваться и применять их в реальной жизни.
 
И потому ещё одно из условий успешной учёбы - явная применяемость знаний в реальных условиях (кстати, это действует на протяжении всех школьных лет). Когда ребёнок чувствует, что получаемые знания не лежат мёртвым грузом, а постоянно применяются в бытовых ситуациях, - это вновь и вновь мотивирует его эти полезные знания получать.
 
Ещё одно условие успешного обучения - так называемое "обучение с конечной стадии". Скажем, для того, чтобы научить ребёнка готовить (и чтобы этот процесс был ему приятен), вначале научите накрывать на стол, подавая готовое блюдо. Потом научите раскладывать блюдо по тарелкам и накрывать на стол, потом - помешивать в процессе готовки, раскладывать по тарелкам и накрывать на стол, потом - наполнять посуду ингредиентами, помешивать, раскладывать, накрывать...
 
Во всех случаях суть в том, что ребёнок выполняет завершающую стадию процесса, как бы получая подтверждение, что у него "всё получилось", видя результаты своего труда. Точно так же, если вы учите ребёнка, к примеру, вырезать фигурки из дерева, то начать нужно не с того, что подыскивать подходящий корень или ветку, а с полирования готовой фигурки... И те элементы школьной программы, которые построены по такому же принципу - дать возможность сразу почувствовать какие-то успехи, ведя ученика от конца к началу, - дают, как показывает практика, наиболее успешные результаты.
 
И главное условие успешной учёбы - сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого "пытливого ума". Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей - эту пытливость поддерживать, а не подавлять.
 
По материалам сайта "Адалин"
Категория: Скоро в школу | Добавил: Марго (06.08.2015)
Просмотров: 784 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт в рейтинге
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Поиск
Переводчик
А за окном...
Радио
Умная мысль
Полезные ссылки
Это актуально!
Сотрудничество
Интернет-сообщество педагогов Я - Учитель! Методсовет
Продленка Top-uCoz
Сайт
Учительский портал Сайт школы-интерната 4 вида для слабовидящих детей г.Владимир тематический каталог сайтов и статей
ЦРТ «Мега-Талант»
Школа Президента
Ёлка желаний
Антиплагиат

 

 

 

Архив записей

Мусафирова М. Е.  © 2024
В соответствии с Законом об авторском праве перепечатка, копирование, использование авторских материалов сайта целиком или по частям только с письменного разрешения автора или с обязательным указанием Ф.И.О. автора и размещением активной ссылки на сайт! Материал, выставленный на сайте, взят из открытых источников и используется исключительно в некоммерческих целях.
Создать бесплатный сайт с uCoz