Готовность к школе и условия успешной учёбы
Обученность и интеллектуальное развитие - это не одно и то же
Закон об образовании предусматривает поступление детей в школу с шести с половиной лет.
В этом возрасте не только каждые полгода, но и каждые два-три месяца очень существенны для развития детей. Шестилетки в целом принадлежат ещё дошкольному миру. Ребёнок шести лет способен усваивать учебный материал, но при этом у него ещё сохраняется острая потребность играть. Это ребёнок играющий. Поэтому обучение шестилеток изначально задумывалось как обучение игровое.
Девочки по всем психофизиологическим законам созревают раньше, чем мальчики. Они более социально-адаптивны и усидчивы. Мальчики созревают для дисциплинарной школьной среды гораздо медленнее. Им нужно дольше играть, чем девочкам. Не доигравшие мальчики - это горе для учителя и сплошные учебные проблемы для самого ребёнка. Очень часто мы встречаем неровные классы: там сидят готовые к обучению прилежные девочки и маленькие мальчики, возящие под партой машинки.
Если говорить формально, то детские психологи выделяют несколько критериев готовности детей к обучению в школе.
- Интеллектуальная готовность (способность к концентрации внимания, умение строить логические связи, развитие памяти, мелкая моторика).
- Эмоциональная готовность (мотивация к обучению, умение сосредоточиться, управление эмоциями).
- Социальная готовность (потребность в общении, коррекция поведения в коллективе, способность обучаться).
В принципе, то интеллектуальное развитие, которое получает ребёнок с рождения, как в семье, так и в детском садике, те сведения о жизни вообще, которые он черпает из окружающей обстановки, для подготовки к началу обучения в школе в общем достаточны. Любой ребёнок к окончанию детского садика, как правило, умеет считать до 10, знает буквы (может, не все, но это не страшно), может в какой-то мере пользоваться логическим мышлением.
Кстати, если не отмахиваться от вопросов, которые начинает вам задавать ребёнок, и не отгораживать его от вашей окружающей взрослой жизни - подготовка к школе будет идти естественно и без напряжения.
Скажем, если вы периодически берёте ребёнка хотя бы в магазин, он может попробовать посчитать, сколько нужно денег, чтобы купить ему, к примеру, конфету; если конфета стоить шесть-семь рублей, то сколько денег дадут ему обратно, если мама вручит ему десять рублей и разрешит купить конфету самостоятельно? Какую конфету он желает купить? Вот написаны названия, пусть назовёт хотя бы первые три буковки.
Таким образом, ребёнок научится хотя бы немного читать, считать, делать выбор и совершать некоторые самостоятельные действия. А это, собственно, и есть основа подготовки к школе - чтобы ребёнок не просто выпаливал заученные цифры и буквы, а умел сориентироваться в ситуации и был способен думать.
Поступление в первый класс вовсе не всегда и не обязательно связано с развитием. Более того, очень часто родители первоклассников жалуются на то, что ребёнок, прекрасно рисовавший в дошкольном возрасте, любивший учить стихи, постоянно что-то сочинявший, выдумывавший, вдруг становится вялым, скучным, отказывается от любимых занятий, капризничает. Обычно это происходит, когда учебная нагрузка оказывается чрезмерной для малыша. Все его силы в этом случае уходят на преодоление сложностей в обучении.
Первый класс - это, прежде всего, письмо. Письмо отнимает столько сил, что у детей часто наблюдается регресс в изобразительном творчестве, в рисунках - это смежные с письмом виды деятельности.
Кроме того, надо помнить, что детей, поступивших в школу раньше положенного возраста, подкарауливают сложности в курсе математики. Математика обычно меньше всего пугает родителей - что там такого, в первом классе: два плюс два! Это серьёзная ошибка.
Действительно, в первом классе, скорее всего, всё пойдёт более или менее гладко. Проблемы настигнут ребёнка во втором и в третьем классе. Там он столкнётся с составными задачами, к которым не будет готов исключительно в силу возраста: эти задачи будут казаться слишком сложными.
Если ребёнку хорошо в детском саду и проблема его недогрузки - единственное, что беспокоит вас, то не торопитесь с поступлением в школу. Найдите возможность для развития творческих способностей своего малыша: для этого существуют всевозможные кружки, студии, спортивные секции. Возможно, даже на базе детского сада.
Важно помнить: развитый ребёнок и готовый к школе ребёнок - это не одно и то же. Обученность - это те умения и навыки, которым ребёнка обучили: умение писать, читать, считать. Интеллектуальное развитие - это некий умственный потенциал, способность ребёнка к самодвижению, к самостоятельному обучению, к решению проблемных задач.
То есть обученность и умственное развитие - это отнюдь не синонимы!
Например, родители ребёнка не были озабочены тем, чтобы он бегло читал или тем более писал. Их больше волновало, как бы научить его играть в шахматы. На момент поступления в школу он читает хуже одноклассников. Но при этом обладает такой высокой обучаемостью (не обученностью!), что через несколько месяцев легко их догоняет.
Обученность может облегчить жизнь ребёнку в первые месяцы в школе и даже создать ему временную успешность. Но в ней же кроется и опасность, что ребёнку будет скучно учиться. Кроме того, в определённый момент резерв обученности истощится - на старых запасах долго не проедешь. Поэтому лучше сосредоточить своё внимание не на форсировании учебных умений, которыми ребёнок должен, по идее, овладеть в школе, а на развитии психических функций, обеспечивающих обучаемость.
А здесь, кроме внимания, памяти, мышления, воображения, моторики руки, важно развитие социальных умений и навыков.
Ведь что такое школа в первую очередь? Вовсе не развивающая среда, а система социализации, дисциплинирующая система.
И построена она на принуждении. Урок - это форма принуждения. В самой благополучной и доброжелательной обучающей среде ребёнок не сможет успешно учиться, если ему не знакомо слово "нельзя". Он должен уметь принимать ограничения со стороны других и должен уметь ограничивать сам себя.
Кроме того, к моменту поступления в школу ребёнок должен обладать известной долей самостоятельности. Если он умеет бегло читать, но не способен завязать шнурки и сложить портфель, пребывание в школе будет осложняться множеством неприятностей.
Чем заниматься с ребёнком, чтобы он оказался готовым к школе?
В первую очередь надо позаботиться о его здоровье. Плавание, прогулки, велосипед - это занятия, способствующие будущему успешному вступлению в школьную жизнь. О навыках самообслуживания было сказано выше.
Важно, чтобы ребёнок развивал в себе волевые качества. Для этого его нужно приучать любое начатое им дело доводить до конца.
Самый важный способ развития (относящийся и к речи, и к вниманию, и к общению, и к памяти, и к воображению, и ещё ко многому другому) - читать ребёнку книги. Нужно читать (или рассказывать) детям сказки не менее получаса в день.
Полезны занятия, которые заставляют работать фантазию, воображение, самостоятельную смекалку: рисование, лепка, конструирование.
Помочь родителям самостоятельно определить уровень готовности ребёнка к школе могут следующие критерии из адаптированного для России теста, разработанного американскими психологами.
Оценка развития познания
- Владеет ли ребёнок основными понятиями: правый-левый, большой--малый и т. п.?
- Способен ли ребёнок понимать простейшие принципы классификации , например: вещи, которые могут катиться, и которые не могут?
- Может ли малыш удержать в памяти и выполнить как минимум три указания?
- Может ли ребёнок назвать большинство букв алфавита?
Оценка базового опыта ребёнка
- Приходилось ли ребёнку сопровождать вас в магазин, на почту, в сберкассу?
- Был ли он в библиотеке?
- Была ли у вас возможность регулярно читать малышу или рассказывать истории?
- Проявляет ли ребёнок интерес к чему-либо, есть ли у него хобби?
Оценка языкового развития
- Может ли ребёнок назвать и обозначить основные окружающие его предметы?
- Легко ли ребёнку отвечать на вопросы взрослых?
- Может ли ребёнок объяснить, для чего служат различные вещи: пылесос, холодильник, стол и т. п.?
- Может ли ребёнок объяснить, где расположены какие-то предметы: на столе, на стуле, на полу, у стены и т. п.?
- Может ли малыш рассказать историю, описать произошедший с ним случай?
- Чётко ли ребёнок выговаривает слова?
- Правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики?
- Способен ли ребёнок участвовать в общем разговоре, разыграть какую-либо ситуацию?
Оценка уровня эмоционального развития
- Выглядит ли ребёнок весёлым (дома и среди товарищей)?
- Сформировался ли у ребёнка образ себя как человека, который многое может?
- Легко ли малышу "переключиться" при изменениях в привычном распорядке дня, перейти к решению новой задачи?
- Способен ли ребёнок работать самостоятельно, соревноваться в выполнении заданий с другими детьми?
Оценка умения общаться
- Включается ли малыш в игру других детей, делится ли с ними?
- Соблюдает ли он очерёдность, когда этого требует ситуация?
- Способен ли ребёнок слушать других не перебивая?
Оценка физического развития
- Хорошо ли ребёнок слышит?
- Хорошо ли он видит?
- Способен ли он посидеть спокойно в течение некоторого времени?
- Развита ли у него координация моторных навыков, например, может ли он играть в мяч, прыгать, спускаться и подниматься по лестнице?
- Выглядит ли ребёнок бодрым и увлечённым?
- Выглядит ли ребёнок здоровым, сытым и отдохнувшим?
Зрительное различение
- Может ли ребёнок идентифицировать схожие и несхожие формы? Например, найти картинку, непохожую на остальные?
- Может ли ребёнок различать буквы и короткие слова, например, б-п, кот-год?
Зрительная память
- Может ли ребёнок заметить отсутствие картинки, если ему сначала показать серию из трёх картинок, а потом одну убрать?
- Знает ли ребёнок собственное имя и хотя бы шесть-восемь названий предметов, которые встречаются ему в повседневной жизни?
Зрительное восприятие
- Способен ли ребёнок разложить по порядку (в заданной последовательности) серию картинок?
- Понимает ли ребёнок, что читают слева направо?
Уровень слуховых способностей
- В состоянии ли ребёнок различать слова, начинающиеся на разные звуки, например, лес-вес?
- Может ли ребёнок повторить за взрослым несколько слов или цифр?
- Способен ли ребёнок пересказать историю, сохранив основную мысль и последовательность действий?
Оценка отношения к книгам
- Возникает ли у ребёнка желание посмотреть книги самостоятельно?
- Внимательно ли и с удовольствием он слушает, когда вы читаете ему вслух?
- Задаёт ли ребёнок вопросы о словах - что они значат и т. п.?
Общая психологическая готовность
Может ли ваш ребёнок:
- Объяснить с помощью слов, а не показывая пальцем, чего он хочет?
- Изъясняться связно, например, "покажи мне..."?
- Понимать смысл того, о чём ему читают?
- Чётко выговорить своё имя?
- Запомнить свой адрес и номер телефона?
- Писать карандашом или мелками на бумаге?
- Пользоваться красками, пластилином, цветными карандашами, фломастерами?
- Вырезать ножницами с тупыми концами, причём ровно и не поранившись?
- Слушать и следовать полученным указаниям?
- Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
- Сосредоточиться хоть на десять минут, чтобы выполнить полученное задание?
- Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
- Положительно оценивать: я - человек, который многое может?
- "Подстраиваться", когда взрослые меняют тему разговора?
- Проявлять интерес к окружающим его предметам?
- Ладить с другими детьми?
Ваши взаимоотношения с ребёнком, ваша роль в подготовке его к учёбе
- Нравится ли вам ваш малыш?
- Слушаете ли вы то, что ребёнок говорит?
- Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит с вами?
- Стараетесь ли вы создать у ребёнка ощущение значимости того, о чём он говорит?
- Поправляете ли вы речь малыша?
- Позволяете ли вы ребёнку совершать ошибки?
- Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его?
- Смеётесь ли вы вместе с ним?
- Отводите ли вы каждый день время для чтения ребёнку и для бесед с ним?
- Играете ли с малышом в какие-нибудь игры?
- Поощряете ли вы интересы и увлечения ребёнка?
- Есть ли у малыша хоты бы одна-две собственные книги?
- есть ли у ребёнка дома место, которое отведено только ему?
- Стараетесь ли вы подать малышу пример, читая газеты, журналы, книги, вообще интересуясь окружающими событиями?
- Обсуждаете ли вы с малышом и со всей семьёй что-то интересное из прочитанного или услышанного вами?
- Стараетесь ли вы сказать всё за малыша, прежде чем он сам успеет открыть рот, в магазине или у зубного врача?
- Смотрите ли вы телевизор вместе с ребёнком?
- Задаёте ли вы малышу вопросы о смысле увиденного по телевизору?
- Ограничиваете ли вы возможность ребёнка смотреть телевизор?
- Стараетесь ли вы ходить с малышом на прогулки?
- Собираетесь ли вы сводить ребёнка в зоопарк, в театр, в музей?
Хочется обратить ваше внимание на то, что все перечисленные критерии - тоже далеко не истина в последней инстанции, и вовсе не нужно стараться, чтобы ваш ребёнок соответствовал им всем без исключения и в полной мере. Кстати, ориентируясь по этому тесту, не обязательно пользоваться только оценками "да" или "нет", допускаются и варианты "всегда, иногда, часто, редко, никогда".
У любого малыша существует естественная, биологическая тяга к восприятию новой информации, иными словами - к обучению. И пресловутое детское любопытство - тоже основано на этом стремлении познавать новое. Вообще любознательность ребёнка - один из лучших и эффективных "инструментов" его обучения.
Поэтому опять же, отмахиваться от детских вопросов - значит подавлять "пытливость его ума", а значит, и тягу к знаниям, и желание учиться. И в результате дети, на чьи вопросы в своё время не отвечали родители, начинают потихоньку отставать в учёбе. Особенно если их любознательность (особенно ту, которая вроде бы к школьным знаниям не относятся) так и продолжают подавлять.
Вообще в процессе той же подготовки к школе включение каких-то дидактических, обучающих элементов, причём повторяемых в нескольких вариантах, во всевозможные игры - тоже существенный шаг к пробуждению и закреплению интереса к школьной учёбе. И даже в начальной школе обучение в принципе должно иметь характер определённой игры.
Собственно, основной принцип успешной учёбы был сформулирован ещё в старой песенке: "Учиться надо весело, чтоб хорошо учиться!" И если в школе это делают не всегда - вполне можно превратить в весёлую игру выполнение тех же постылых домашних заданий.
Кстати, в таком процессе игры удовольствие от обучения развивается и закрепляется, если хотите, на уровне безусловных рефлексов - причём, что важно, удовольствие не столь от получения каких-то знаний, сколько от умения ими активно пользоваться и применять их в реальной жизни.
И потому ещё одно из условий успешной учёбы - явная применяемость знаний в реальных условиях (кстати, это действует на протяжении всех школьных лет). Когда ребёнок чувствует, что получаемые знания не лежат мёртвым грузом, а постоянно применяются в бытовых ситуациях, - это вновь и вновь мотивирует его эти полезные знания получать.
Ещё одно условие успешного обучения - так называемое "обучение с конечной стадии". Скажем, для того, чтобы научить ребёнка готовить (и чтобы этот процесс был ему приятен), вначале научите накрывать на стол, подавая готовое блюдо. Потом научите раскладывать блюдо по тарелкам и накрывать на стол, потом - помешивать в процессе готовки, раскладывать по тарелкам и накрывать на стол, потом - наполнять посуду ингредиентами, помешивать, раскладывать, накрывать...
Во всех случаях суть в том, что ребёнок выполняет завершающую стадию процесса, как бы получая подтверждение, что у него "всё получилось", видя результаты своего труда. Точно так же, если вы учите ребёнка, к примеру, вырезать фигурки из дерева, то начать нужно не с того, что подыскивать подходящий корень или ветку, а с полирования готовой фигурки... И те элементы школьной программы, которые построены по такому же принципу - дать возможность сразу почувствовать какие-то успехи, ведя ученика от конца к началу, - дают, как показывает практика, наиболее успешные результаты.
И главное условие успешной учёбы - сформировать не потребность выучить от сих до сих, а развитие так называемого "пытливого ума". Собственно говоря, все дети имеют изначально такой ум, а вот задача школы и родителей - эту пытливость поддерживать, а не подавлять.
По материалам сайта "Адалин" |