Тройка, тройка прилетела Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица, Белокоса, белолица. Как махнула рукавом, Всё покрыла серебром.
Ты, наверное, догадался, что это зима.
Произнеси это слово медленно, по звукам. Какие чувства у тебя возникли?
Какие слова ты можешь назвать, чтобы охарактеризовать это время года?
Зима преображает, околдовывает мир. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогут произведения мастеров слова, музыки, кисти. Они написаны в разное время. Каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу и в тоже время в этих произведениях есть что-то общее. Мы сегодня будем находить общее, сравнивать, анализировать, рассуждать.
Послушай произведение Вивальди "Зима" и рассмотри репродукции картин двух известных русских художников: «Первый снег» А. Пластова и «Зимний пейзаж» И. Грабаря.
А. Пластов "Первый снег"
И. Грабарь "Зимний пейзаж"
Какое настроение у тебя возникает, когда ты смотришь на картину А. Пластова?
А когда ты смотришь на картину И. Грабаря?
Что изобразил художник на своей картине?
Какие деревья в этом лесу?
Каким словом называют лес, в котором растет много сосен?
Сосны покрыты иголками, хвоей, и если мы прислушаемся в таком лесу, то, что услышим?
А какие еще деревья нарисовал художник?
Подбери слова, с помощью которых можно описать эти деревья.
Скажи, что общего в музыке и в картинах.
Какие чувства у тебя возникли?
Созвучны ли картины и музыка Вивальди?
В чём различие?
Да, зима – удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.
Что тебе нравится зимой?
А что ты зимой не очень любишь?
В этом имени – слово «есень», Осень, ясень, осенний цвет; Что-то есть в нём От русских песен – Поднебесье, тихие веси, Синь берёзы И синь – рассвет. Что-то есть в нём И от весенней грусти, Юности, и чистоты… Только скажут - «Сергей Есенин», Всей России встают черты… (Н. Браун)
Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Поет зима – аукает…» и будем учиться читать его выразительно.
Какие чувства у тебя возникли во время прослушивания?
Какие картины зимы представил?
Какие звуки зимы услышал?
А теперь начнём внимательно читать и анализировать это стихотворение, чтобы лучше понять и почувствовать его.
В тексте встретилось слово "стозвоном”, поэт его придумал сам, как ты думаешь, что оно обозначает?
Лес звенит на морозе, деревьев много – и поэт нашёл удивительное слово – «стозвон». Зима убаюкивает лес…
Как зима аукает этими звуками?
Почему этими звуками можно убаюкать лес?
Как будешь читать эту часть стихотворения?
Правильно, читать надо напевно, убаюкивающе. Давай читать дальше.
Кругом с тоской глубокою Плывут в страну далёкую Седые облака...
Как плывут облака?
Почему автор назвал облака седыми?
Почему они уплывают в далекую страну?
Что же дальше?
А по двору метелица Ковром шелковым стелется, Но больно холодна...
Что такое метелица?
Как это – "стелется ковром"?
Послушай ещё раз: «А по двору метелица ковром шелковым стелется,но больно холодна…». Звук «л» повторяется и как бы усиливает ощущение холода; и ковёр шёлковый, сравнение это не случайно: шёлк – прохладная, холодящая ткань...
Что нужно показать при чтении этой части?
При чтении необходимо показать красоту, холод зимы и её суровость. Читаем дальше.
Воробышки игривые, Как детки сиротливые, Прижались у окна... Озябли пташки малые, Голодные, усталые, И жмутся поплотней.
Какую картину ты представил?
Какие чувства вызывают у автора воробьи? Какие слова он использует, чтобы передать это?
Как ты прочитаешь эти строки?
При чтении тебе необходимо передать сочувствие к пташкам, жалость и волнение. Продолжаем чтение.
...А вьюга с рёвом бешеным Стучит по ставням свешенным И злится все сильней...
Вот и ещё одна песня зимы- бешеный рёв вьюги, стук открывшихся ставен на окнах. Ставни вы видели, наверное? Это дощатые створки для прикрытия окон. Вы заметили: сначала была метелица, а теперь ревёт вьюга…Поэтому при чтении необходимо показать рёв вьюги, холодные звуки зимы.
Читаем дальше.
...И дремлют пташки нежные Под эти вихри снежные У мёрзлого окна. И снится им прекрасная, В улыбках солнца ясная Красавица весна.
Почему пташки не спят, а дремлют?
Какой эпитет к слову "пташки" помогает нам представить, как они беззащитны перед разбушевавшейся стихией?
Как будем читать эту часть?
Сначала мы будем читать с грустью, а потом мечтательно, с надеждой. Теперь мы можем с тобой сделать вывод, что настроение, интонация и темп чтения меняются по ходу чтения.
А как ты думаешь, любил ли автор зиму?
Я думаю, что тебе понравилось стихотворение Сергея Есенина "Поёт зима - аукает...". Оно читается легко, звучит плавно, напевно. И я предлагаю тебе послушать песню "Поёт зима - аукает" в исполнении Кати Кошминой (музыка Ларисы Кошминой).
Вот и заканчивается наш поэтический урок о зиме. Но ты ещё не раз встретишься с чудесами и волшебством зимы, если побываешь в зимнем лесу, парке, посмотришь на причудливые узоры на окнах, полюбуешься лёгким полётом снежинок, серебристым инеем.
Задание 1. Подготовь выразительное чтение стихотворения С. А. Есенина "Поёт зима - аукает" или выучи его наизусть.
Задание 2. На странице сайта "Читальный зал" познакомься с жизнью и творчеством С. А. Есенина.