Мусафирова
Маргарита  Евгеньевна
     учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 8
г. Радужный
ХМАО - Югра
Форма входа
Учительская
Наш класс
Для вас, ребята!
Родителям
Категории раздела
Литературное чтение [5]
Математика [47]
Окружающий мир [19]
Технология. ИЗО [1]
Русский язык [12]
Кнопка сайта
Сайт в конкурсах
конкурс сайтов


Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
https://mega-talant.com/
Мой проект
Живой календарь
С праздником!
Календарь праздников
Маленький праздник
КаленДАРь - праздник на каждый день
Рада всем!
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2106
Статистика

Онлайн всего: 10
Гостей: 10
Пользователей: 0
Главная » » Виртуальный урок. 2 класс » Литературное чтение

Есенин С. А. "Поёт зима - аукает..."
Отгадай загадку:
Тройка, тройка прилетела
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Всё покрыла серебром.
Ты, наверное, догадался, что это зима.
  • Произнеси это слово медленно, по звукам. Какие чувства у тебя возникли?
  • Какие слова ты можешь назвать, чтобы охарактеризовать это время года?
Зима преображает, околдовывает мир. Это единственное время года, обладающее способностью рисовать одной белой краской, но сколькими её оттенками! Можно по-разному увидеть и услышать зиму. В этом нам помогут произведения мастеров слова, музыки, кисти. Они написаны в разное время. Каждый из авторов по-своему увидел и описал зимнюю природу и в тоже время  в этих произведениях есть что-то общее. Мы сегодня будем находить общее, сравнивать, анализировать, рассуждать.

Послушай произведение Вивальди "Зима" и рассмотри репродукции картин двух известных русских художников: «Первый снег» А. Пластова и «Зимний пейзаж» И. Грабаря.



А. Пластов "Первый снег"

И. Грабарь "Зимний пейзаж"
  • Какое настроение у тебя возникает, когда ты смотришь на картину А. Пластова?
  • А когда ты смотришь на картину И. Грабаря?
  • Что изобразил художник на своей картине?
  • Какие деревья в этом лесу?
  • Каким словом называют лес, в котором растет много сосен?
  • Сосны покрыты иголками, хвоей, и если мы прислушаемся в таком лесу, то, что услышим?
  • А какие еще деревья нарисовал художник?
  • Подбери слова, с помощью которых можно описать эти деревья.
  • Скажи, что общего в музыке и в картинах.
  • Какие чувства у тебя возникли?
  • Созвучны ли картины и музыка Вивальди?
  • В чём различие?
Да, зима – удивительное время года, она бывает разной: радостной, веселой, торжественной, величавой, холодной, неуютной.
  • Что тебе нравится зимой?
  • А что ты зимой не очень любишь?
В этом имени – слово «есень»,
Осень, ясень, осенний цвет;
Что-то есть в нём
От русских песен –
Поднебесье, тихие веси,
Синь берёзы
И синь – рассвет.
Что-то есть в нём
И от весенней грусти,
Юности, и чистоты…
Только скажут -
«Сергей Есенин»,
Всей России встают черты…
(Н. Браун)
Сегодня мы познакомимся со стихотворением С. Есенина «Поет зима – аукает…» и будем учиться читать его выразительно.

  • Какие чувства у тебя возникли во время прослушивания?
  • Какие картины зимы представил?
  • Какие звуки зимы услышал?
А теперь начнём внимательно читать и анализировать это стихотворение, чтобы лучше понять и почувствовать его.
Поёт зима – аукает,
Мохнатый лес баюкает
Стозвоном сосняка...
  • Что ты представил?
  • Что такое сосняк?
  • В тексте встретилось слово "стозвоном”, поэт его придумал сам, как ты думаешь, что оно обозначает?
Лес звенит на морозе, деревьев много – и поэт нашёл удивительное слово – «стозвон». Зима убаюкивает лес…
  • Как зима аукает этими звуками?
  • Почему этими звуками можно убаюкать лес?
  • Как будешь читать эту часть стихотворения?
Правильно, читать надо напевно, убаюкивающе.
Давай читать дальше.

Кругом с тоской глубокою
Плывут в страну далёкую
Седые облака...
  • Как плывут облака?
  • Почему автор назвал облака седыми?
  • Почему они уплывают в далекую страну?
Что же дальше?
А по двору метелица
Ковром шелковым стелется,
Но больно холодна...
  • Что такое метелица?
  • Как это – "стелется ковром"?
Послушай ещё раз: «А по двору метелица ковром шелковым стелется,но больно холодна…». Звук «л» повторяется и как бы усиливает ощущение холода; и ковёр шёлковый, сравнение это не случайно: шёлк – прохладная, холодящая ткань...
  • Что нужно показать при чтении этой части?
При чтении необходимо показать красоту, холод зимы и её суровость.
Читаем дальше.

Воробышки игривые,
Как детки сиротливые,
Прижались у окна...
Озябли пташки малые,
Голодные, усталые,
И жмутся поплотней.
  • Какую картину ты представил?
  • Какие чувства вызывают у автора воробьи? Какие слова он использует, чтобы передать это?
  • Как ты прочитаешь эти строки?
При чтении тебе необходимо передать сочувствие к пташкам, жалость и волнение.
Продолжаем чтение.
...А вьюга с рёвом бешеным
Стучит по ставням свешенным
И злится все сильней...
Вот и ещё одна песня зимы- бешеный рёв вьюги, стук открывшихся ставен на окнах. Ставни вы видели, наверное? Это дощатые створки для прикрытия окон. Вы заметили: сначала была метелица, а теперь ревёт вьюга…Поэтому при чтении необходимо показать рёв вьюги, холодные звуки зимы.

Читаем дальше.

...И дремлют пташки нежные
Под эти вихри снежные
У мёрзлого окна.
И снится им прекрасная,
В улыбках солнца ясная
Красавица весна.
  • Почему пташки не спят, а дремлют?
  • Какой эпитет к слову "пташки" помогает нам представить, как они беззащитны перед разбушевавшейся стихией?
  • Как будем читать эту часть?
Сначала мы будем читать с грустью, а потом мечтательно, с надеждой.

Теперь мы можем с тобой сделать вывод, что настроение, интонация и темп чтения меняются по ходу чтения.
  • А как ты думаешь, любил ли автор зиму?
Я думаю, что тебе понравилось стихотворение Сергея Есенина "Поёт зима - аукает...". Оно читается легко, звучит плавно, напевно. И я предлагаю тебе послушать песню "Поёт зима - аукает" в исполнении Кати Кошминой (музыка Ларисы Кошминой).


Вот и заканчивается наш поэтический урок о зиме. Но ты ещё не раз встретишься с чудесами и волшебством зимы, если побываешь в зимнем лесу, парке, посмотришь на причудливые узоры на окнах, полюбуешься лёгким полётом снежинок, серебристым инеем.

Задание 1. Подготовь выразительное чтение стихотворения С. А. Есенина "Поёт зима - аукает" или выучи его наизусть.

Задание 2. На странице сайта "Читальный зал" познакомься с жизнью и творчеством С. А. Есенина.

До встречи на следующем уроке!
Категория: Литературное чтение | Добавил: Марго (05.01.2013)
Просмотров: 5306 | Комментарии: 2 | Рейтинг: 3.0/2
Всего комментариев: 2
2  
Замечательный урок!
Ответ: Спасибо огромное!

1  
Очень нравится
Ответ: Спасибо!

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт в рейтинге
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Поиск
Переводчик
А за окном...
Радио
Умная мысль
Полезные ссылки
Это актуально!
Сотрудничество
Интернет-сообщество педагогов Я - Учитель! Методсовет
Продленка Top-uCoz
Сайт
Учительский портал Сайт школы-интерната 4 вида для слабовидящих детей г.Владимир тематический каталог сайтов и статей
ЦРТ «Мега-Талант»
Школа Президента
Ёлка желаний
Интернет-акция
Помогаем восстанавливать леса
Антиплагиат

 

 

 

Архив записей

Мусафирова М. Е.  © 2016
В соответствии с Законом об авторском праве перепечатка, копирование, использование авторских материалов сайта целиком или по частям только с письменного разрешения автора или с обязательным указанием Ф.И.О. автора и размещением активной ссылки на сайт! Материал, выставленный на сайте, взят из открытых источников и используется исключительно в некоммерческих целях.
Создать бесплатный сайт с uCoz