Год: 2008
Уровень: муниципальный
Мероприятие: Семинар "Система внедрения информационно-коммуникационных технологий в учебно-воспитательный процесс"
Выступление:
Как известно, у детей младшего школьного возраста преобладает наглядно-образное мышление. А новые технические средства облачают в современную, увлекательную форму изучаемый материал, активизируют познавательный процесс младших школьников.
С приходом в школу информационных технологий у меня появилась возможность повысить темп современного урока, увеличить объём коммуникативных упражнений за счёт сокращения затрат времени на некоторые виды работ, изменить методы учебной работы благодаря тому, что компьютер даёт возможность показать события в их развитии, сообщать учебную информацию определёнными дозами и управлять индивидуальным процессом усвоения знаний.
Информационно-коммуникационные технологии я использую на уроках и во внеурочной деятельности.
На уроках я использую компьютер для выполнения индивидуальных заданий и для демонстрации учебных презентаций.
Самостоятельная работа на компьютере предполагает решение кроссвордов, выполнение тестов и тренингов, заданий вида «Соотнеси», «Раздели на группы», «Найди лишний предмет», которые я составляю в программе Power Point, Word, Excel. На уроках математики и русского языка использую диски из серии «Семейный наставник».
Учебные презентации я использую на всех уроках. Более выигрышными, наверное, являются уроки математики, окружающего мира, хотя это зависит от темы урока.
Разработанные мною компьютерные презентации рассчитаны на весь урок и органично сочетаются со всеми его этапами.
Компьютерные презентации позволяют быстро и интересно провести устный счёт, в интерактивном режиме установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания всеми учащимися. Даже те дети, которые не охвачены фронтальным опросом, могут себя проверить.
- Игра «Математическая рыбалка» (устный счёт);
- Задание «Соотнеси времена года и месяцы» - фронтальная работа: при наведении курсора на один из месяцев и щелчке мыши мы проводим соответствие.
Информационно-коммуникационные технологии дают возможность получить на экране красочные и динамичные иллюстрации:
- Тема 1-го класса «Зачем нужны автомобили?»,
- «Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью?»;
- Обучение грамоте «Знакомство с буквой Ю».
На различных этапах урока я также использую слайды со звуковым сопровождением текста. Таким образом, привлекается внимание учащихся, потому что это чужой голос, а не учителя, к которому они привыкли, а также создаётся более полный образ персонажей и ощущение личной встречи с ними. Таких результатов невозможно достичь простыми портретами на доске.
При изучении нового материала предлагаю детям видеосюжеты (первый полёт человека в космос, где живут белые медведи, где живут слоны) и анимированные карты боевых сражений, изучаемых на уроках в 4-ом классе.
Экран притягивает внимание, которого порой невозможно добиться при фронтальной работе с классом. На экране можно быстро решить кроссворд очень удобно проводить работу с картой, выполнять преобразования, строить таблицу или схему, выполнять всё то, что мучительно долго достигается с помощью классной доски.
- Технологическая карта по трудовому обучению;
- Кроссворд;
- Работа с картой по теме «Где зимуют птицы»;
- Задание «Раздели на группы»;
На протяжении урока обязательно провожу гимнастику для глаз и физкультминутки, которые стараюсь подобрать по теме урока.
- эта физкультминутка по теме «Где живут белые медведи?»
Урок с использованием информационно-коммуникационных технологий становится интереснее, насыщеннее, в нём реализуется принцип наглядности, и всё это напрямую влияет на качество знаний моих учеников.
Один из важных путей проведения содержательной, творческой и интересной работы с учащимися начальных классов - это внеклассная работа. А если в неё внедрить новые информационные технологии, то они в силу своей наглядности, красочности и простоты, принесут наибольший эффект и будут иметь еще большее значение в развитии и воспитании детей.
- Праздник ко Дню Космонавтики;
- «Ярмарка» по устному народному творчеству.
Учебные презентации я использую и при проведении родительских собраний: итоговых и тематических.
Мною разработана программа факультативного курса «Исторический калейдоскоп», на занятиях которого я использую учебные презентации и самостоятельную работу на компьютере. А также ученики сами учатся выполнять презентации и работать с электронными ресурсами.
При подготовке к урокам и внеклассным мероприятиям я использую различные электронные ресурсы и интернет ресурсы.
- Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Детская энциклопедия Кирилла и Мефодия.
- Электронный атлас Ханты-Мансийского автономного округа – Югры. Люби и знай свой край.
- Югория. Энциклопедия Ханты-Мансийского автономного округа – Югры.
- Мир природы. Познавательный материал об окружающем мире. 6-12 лет.
- Различные электронные ресурсы по истории.
Интернет-ресурсы: материалы сайтов:
- Живые существа: электронная иллюстрированная энциклопедия.
- Мир животных.
- Редкие и исчезающие животные России.
- Экологическое образование детей и изучение природы России.
- Исторические документы.
- Аллея славы.
- История России с древнейших времён до наших дней.
- ВОВ.
Компьютер я использую также и в своей методической работе.
Таким образом, компьютер стал для меня и моих учеников незаменимым помощником.
|