Мусафирова
Маргарита  Евгеньевна
     учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 8
г. Радужный
ХМАО - Югра
Форма входа
Учительская
Наш класс
Для вас, ребята!
Родителям
Категории раздела
Актуальные вопросы образования [17]
Учимся сами [19]
Видео уроки по системе uCoz [9]
Мои статьи [5]
Кнопка сайта
Сайт в конкурсах
конкурс сайтов


Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
https://mega-talant.com/
Мой проект
Живой календарь
С праздником!
Календарь праздников
Маленький праздник
КаленДАРь - праздник на каждый день
Рада всем!
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2102
Статистика

Онлайн всего: 54
Гостей: 52
Пользователей: 2
Жанночка, Марго
Главная » » В помощь учителю » Мои статьи

Инструменты оценивания УУД

Год: 2015

Уровень: муниципальный

Мероприятие: заседание городского методического объединения учителей русского языка и литературы.

Выступление:

Все наши замыслы, все поиски и построения

превращаются в прах,  если у ученика

нет желания учиться.

В.А. Сухомлинский

Начальная школа приступила к реализации Федерального государственного образовательного стандарта второго поколения, который устанавливает требования к достижению новых образовательных результатов. Формирование метапредметных результатов, а именно универсальных учебных действий (УУД) – качественно новая задача, поставленная перед школой.

Именно метапредметные результаты являются теми мостами, которые связывают все предметы, помогают преодолеть горы знаний. При целенаправленной работе по достижению новых результатов возникает необходимость в измерениях, отслеживании  процесса формирования УУД, то есть перед учителем встает задача: как же метапредметные результаты оценивать?  Невозможно измерить новые результаты старыми методами, такие как контрольные и проверочные работы.

Особенности оценки метапредметных результатов связаны с природой универсальных действий.

В силу своей природы, являясь, по сути, ориентировочными действиями, метапредметные действия составляют психологическую основу и являются важным условием успешности решения учащимися учебных задач. Соответственно уровень их сформированности может быть качественно оценён и измерен.

Во-первых, достижение метапредметных результатов может проверяться в результате выполнения специально сконструированных диагностических задач, направленных на оценку уровня сформированности конкретного вида УУД.

Во-вторых, достижение метапредметных результатов может рассматриваться как инструментальная основа (или как средство решения) и как условие успешности выполнения учебных и учебно-практических задач средствами учебных предметов. То есть в зависимости от успешности выполнения проверочных заданий по русскому языку, математике, чтению, окружающему миру и другим предметам с учётом допущенных ошибок можно сделать вывод о сформированности ряда познавательных и регулятивных действий учащихся.

И в-третьих, достижение метапредметных результатов может проявляться в успешности выполнения комплексных заданий на межпредметной основе.  Таким образом, оценка метапредметных результатов может проводиться в ходе различных процедур. Конечно, ряд коммуникативных и регулятивных действий трудно или невозможно оценить в ходе стандартизированных работ. Например, умение работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.

В этом случае в ходе внутренней оценки, фиксируемой в портфолио в виде оценочных листов наблюдения учителя или школьного психолога может быть оценено и достижение таких действий. Поскольку формирование УУД будет осуществляться через внедрение междисциплинарных программ, то по мере внедрения стандартов и уточнения состава и планируемых результатов будут уточняться и процедуры оценки метапредметных результатов.

Инструментарий – это совокупность средств, применяемых для оценки достижения планируемых результатов. В инструментарий входит описание используемых методик, особенности проведения диагностики, система оценивания ответов детей, раздаточный материал для выполнения работ детьми, таблицы для фиксации результатов обследования.

Наиболее точным измерительным инструментом для отслеживания и оценки как предметных умений, так и процесса универсальных учебных действий, по мнению учёных, является мониторинг.

Мониторинг – это профессиональная деятельность по отслеживанию состояния или развития какого – либо предмета изучения, которая позволяет оценить результативность осуществляемой деятельности и принять своевременные и обоснованные решения.

Мониторинг – это, прежде всего, инструмент, помогающий самому педагогу «настроить» учебный процесс на индивидуальные возможности каждого ученика, создать для него оптимальные условия для достижения качественного образовательного результата.

Цель мониторинга: получение объективной информации о состоянии и динамике уровня сформированности универсальных учебных действий у младших школьников в условиях реализации федеральных государственных стандартов нового поколения.

Задачи мониторинга:

1. Отработка механизмов сбора информации об уровне сформированности УУД;

2. Выявление и анализ факторов, способствующих формированию УУД;

3. Апробация технологических карт и методик оценки уровня сформированности УУД;

4. Формирование банка методических материалов для организации и проведения мониторинга уровня сформированности УУД на ступени начального образования.

Основным объектом оценки метапредметных результатов служит сформированность у обучающихся регулятивных, коммуникативных и познавательных универсальных  учебных действий (далее - УУД).

Методы контроля: наблюдение, проектирование, тестирование.

Формы контроля: индивидуальные, групповые, фронтальные формы; устный и письменный опрос;  персонифицированный и неперсонифицированный.

Инструментарий контроля: задания УУД, карта наблюдений, тест, карта мониторинга, лист или дневник самооценки.

Мониторинг может осуществляться в несколько этапов:

- разработка контрольно измерительных материалов для оценки качества подготовки учащихся;

- первичная диагностика учащихся;

- повторная диагностика учащихся;

- сравнительный анализ результатов диагностики.

Для того чтобы мониторинг выполнял свою задачу, проводить его необходимо регулярно, с опорой на планируемые результаты по предметам и на перечень УУД, подлежащих формированию и оценке в начальной школе.

Для проведения педагогической диагностики стартовой готовности первоклассников к успешному обучению в начальной школе может быть использован следующий инструментарий:

- рабочая тетрадь «Школьный старт» Т.В.Бегловой, М.Р.Битяновой и др., издательский дом «Фёдоров»;

- комплекты диагностических методик для определения уровня готовности первоклассников, предлагаемые в пособии «Планируемые образовательные результаты и способы их оценивания» под редакцией А.Б.Воронцова, издательство «Вита – Пресс», 2011 год;

- методическое пособие «Диагностика уровня сформированности УУД у учащихся начальной школы» Шаталовой О.А.;

- пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г.Асмолова.

При проведении стартовой диагностики следует помнить о том, что частичное или даже полное отсутствие у ребёнка отдельных знаний или навыков не является основанием  для любых дискриминационных решений, а указывает на необходимость индивидуальной коррекционной работы с данным ребёнком.

Для изучения сформированности личностных результатов учитель может использовать следующий инструментарий:

- типовые задания по оценке личностных результатов, представленные в пособии «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г.Асмолова;

- проверочные работы 3-4 классы «Диагностика метапредметных и личностных  результатов начального образования» Р.Н.Бунеева и др.;

- методики для изучения процесса и результатов развития личности учащегося.

В качестве примера можно предложить методику «Этика поведения», цель проведения которой – выявление уровня знаний учащихся начальной школы о правилах поведения в простых жизненных ситуациях. В данной методике предлагается  продолжить предложения:

1.Когда я вижу, что кто-то из детей находится в нелепой ситуации, то я ...

2.Если кто – то надо мной смеётся, то я ...

3.Если я хочу, чтобы меня приняли в игру, то я ...

4.Когда меня постоянно перебивают, то я ...

5.Когда со мной начинает общаться одноклассник, с которым мне разговаривать не  хочется, то я ...

Особенность контрольно-измерительных материалов по оценке универсальных учебных действий в том, что оценка осуществляется по заданиям, включённым как в контрольные работы по отдельным предметам, так и в комплексные работы на межпредметной основе, и в отдельную диагностику.

Для оценки сформированности метапредметных результатов персонифицированные мониторинговые исследования можно проводить с использованием следующего инструментария:

- рабочая тетрадь «Учимся учиться и действовать» Т.В.Меркуловой, А.Г.Теплицкой и др., издательский дом «Фёдоров»;

- методическое пособие «Диагностика уровня сформированности УУД у учащихся начальной школы» Шаталовой О.А.;

- пособие для учителя «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе» под редакцией А.Г.Асмолова;

- проверочные работы 1 класс, 2 класс, 3-4 классы «Диагностика метапредметных и личностных  результатов начального образования» Р.Н.Бунеева и др.;

- педагогическая диагностика по русскому языку и математике издательства «Вентана – Граф»;

- итоговые проверочные работы по предметам «Русский язык», «Математика», где УУД как инструментальная основа (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой);

- комплексные работы на межпредметной основе и работе с информацией (под ред. Г.С.Ковалёвой, О.Б.Логиновой);

- итоговые комплексные работы «Мои достижения» (под ред.О.Б.Логиновой, С.Г.Яковлевой);

-  комплексные работы системы «Начальная инновационная школа»;

- олимпиадные и творческие задания, проекты (внеурочная деятельность).

Проведение мониторинга имеет мало смысла без последующей серьезной аналитической работы с его результатами как на уровне конкретного учащегося (индивидуальные результаты), так и на уровне класса и школы (начального звена). Для работы с результатами мониторинга разрабатываются специальные формы  - «Технологическая карта формирования УУД», которая создаётся на каждого учащегося индивидуально и заполняется после окончания очередного диагностического мероприятия в течение всех четырех лет обучения и сводные таблицы результатов мониторинга.

Технологическая карта, в которой на протяжении всех лет обучения в начальной школе последовательно фиксируется достигнутый учащимся уровень развития каждой группы универсальных учебных действий и его индивидуальная динамика, служит основой для  разработки индивидуальной образовательной траектории школьника.

Таким образом, индивидуальные технологические карты учащихся и сводные таблицы результатов мониторинга являются необходимым инструментом педагогического анализа и проектирования, позволяющим учителю своевременно ставить коррекционно-раз­вивающие педагогические задачи, разрабатывать обоснованную педагогическую тактику и стратегию помощи учащимся, испытывающим трудности в формировании тех или иных метапредметных УУД.

 

 

 

 
Категория: Мои статьи | Добавил: Марго (27.03.2015)
Просмотров: 2976 | Комментарии: 5 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 5
4  
Добрый вечер. Очень полезный материал! Ничего лишнего. Спасибо большое!Буду благодарна Вам, если поделитесь.

0
5  
Спасибо за отзыв. Используйте в работе, очень удобная вещь.

3  
Спасибо за материал. Искала как раз такой. где можно взять такие технологические карты формирования УУД. Буду очень благодарна если Вы ими поделитесь. Удачи в работе. Сайт супер!
Ответ: Спасибо,  Наталья, за отзыв. Очень рада, что материал Вам оказался полезным. Заглядывайте ещё.

0
2  
Спасибо за отзыв. Очень рада, что материал оказался Вам полезным.

1  
очень ценный и актуальный материал

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт в рейтинге
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Поиск
Переводчик
А за окном...
Радио
Умная мысль
Полезные ссылки
Это актуально!
Сотрудничество
Интернет-сообщество педагогов Я - Учитель! Методсовет
Продленка Top-uCoz
Сайт
Учительский портал Сайт школы-интерната 4 вида для слабовидящих детей г.Владимир тематический каталог сайтов и статей
ЦРТ «Мега-Талант»
Школа Президента
Ёлка желаний
Интернет-акция
Помогаем восстанавливать леса
Антиплагиат

 

 

 

Архив записей

Мусафирова М. Е.  © 2016
В соответствии с Законом об авторском праве перепечатка, копирование, использование авторских материалов сайта целиком или по частям только с письменного разрешения автора или с обязательным указанием Ф.И.О. автора и размещением активной ссылки на сайт! Материал, выставленный на сайте, взят из открытых источников и используется исключительно в некоммерческих целях.
Создать бесплатный сайт с uCoz