Мусафирова
Маргарита  Евгеньевна
     учитель начальных классов
МБОУ СОШ № 8
г. Радужный
ХМАО - Югра
Форма входа
Учительская
Наш класс
Для вас, ребята!
Родителям
Категории раздела
Литература [14]
Русский язык [15]
Математика [3]
Окружающий мир [11]
Технология. ИЗО [12]
Кнопка сайта
Сайт в конкурсах
конкурс сайтов


Рейтинг образовательных сайтов mega-talant.com
https://mega-talant.com/
Мой проект
Живой календарь
С праздником!
Календарь праздников
Маленький праздник
КаленДАРь - праздник на каждый день
Рада всем!
Друзья сайта
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 2774
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » » Узелок на память » Русский язык

Работа над ошибками по русскому языку

Работа над ошибками – один из обязательных видов деятельности ученика. Качественная работа по исправлению ошибок постепенно помогает приблизиться к грамотному выполнению задания. Так как чаще всего работу над исправлением ошибок ученики выполняют дома, то надеемся, что эти материалы будут для вас полезными.

Последовательность работы

1. С новой строчки выпишите слово, словосочетание или предложение, в котором допущена ошибка.

2. Выясните, на какое правило допущена ошибка (определите характер орфограммы), повторите это правило.

3. Подчеркните (выделите) орфограмму.

4. Выполните указания по исправлению данной орфограммы.

5. Ошибки на одну и ту же орфограмму исправляй на одной строке.

ВНИМАНИЕ! Ошибки, допущенные по невнимательности или на неизученную орфограмму (I), необходимо выписать в конце всей работы и подчеркнуть место ошибки. Слова и словосочетания записываются в строчку через запятую.

Номер п/п Характер орфограммы (правило) Работа над ошибками
1.

Предложение

Начало предложения пишется с заглавной буквы.
В конце предложения ставится:

  • точка (.) – повествовательное предложение;
  • вопросительный знак (?) – вопросительное предложение;
  • восклицательный знак (!) – восклицательное предложение.

Предложение

Правильно записать предложение, выделить заглавную букву в начале предложения и знак в конце предложения.

2.

Перенос слова

  • Слова переносятся по слогам.
  • Нельзя переносить односложные слова.
  • Нельзя одну букву оставлять на строке или переносить на другую.
  • При переносе «Ь» и «Ъ» остаются на строке.
  • При переносе буква «Й» остаётся на строке.
  • Слова с разделительным «Ь» надо переносить так: с бра- тья-ми, на сту- льях.
  • Нельзя одну букву отрывать от корня.
  • При переносе слов с двойными согласными, одна буква остаётся на строке, а другая переносится.

Перенос слова

Записать слово, правильно разделив его для переноса. При этом необходимо указать все возможные варианты переноса.

Если слово нельзя переносить, записать его целиком.

3.

«Ь» - показатель мягкости согласного

Буква «Ь» звука не обозначает. Она показывает, что согласный перед ней мягкий.

«Ь» - показатель мягкости согласного

Записать слово правильно, подчеркнуть «Ь», придумать и записать ещё 2 слова с «Ь».

4.

Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ

  • Сочетания ЖИ-ШИ, пишется с буквой «и».
  • Сочетания ЧА-ЩА, пишется с буквой «а».
  • Сочетания ЧУ-ЩУ, пишется с буквой «у».
  • Сочетания ЧК, ЧН, НЧ, НЩ пишутся без мягкого знака.

Сочетания ЖИ-ШИ, ЧА-ЩА, ЧУ-ЩУ, ЧК, ЧН, НЧ, НЩ

Записать слово правильно, обвести сочетание, придумать и записать ещё 2 слова с таким же сочетанием.

5.

Проверяемая безударная гласная в корне слова

Чтобы проверить безударную гласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы безударная гласная стала ударной.

Проверяемая безударная гласная в корне слова

Записать слово правильно, выделить корень, поставить ударение, подчеркнуть безударную гласную. Подобрать проверочное слово. В проверочном слове выделить корень, поставить ударение, дважды подчеркнуть проверяемую гласную.

6.

Непроверяемая безударная гласная в корне слова

Правописание слов с непроверяемой безударной гласной в корне слова надо запомнить.

Непроверяемая безударная гласная в корне слова

Записать слово 3 раза, запомнить, как оно пишется. Обозначить ударение, обвести  гласную, выдели корень. Записать 2 однокоренных слова. (Например: Ягода, ягода, ягода, ягодка, ягодный).

Если однокоренные слова подобрать нельзя, то придумать предложение и записать его с новой строки.

7.

Парные согласные в корне слова

Чтобы проверить парный согласный в корне слова, надо подобрать однокоренное слово или изменить слово так, чтобы после согласного стоял гласный или звук [н].

Парные согласные в корне слова

Записать слово правильно, подчеркнуть парную согласную, выделить корень, подобрать проверочное слово. В проверочном слове выделить корень, дважды подчеркнуть проверяемую согласную вместе с гласной.

8.

Заглавная буква в именах собственных

С заглавной буквы пишутся:

  • имена, отчества, фамилии людей;
  • клички животных;
  • названия стран, городов, деревень, улиц, площадей, рек, озер, морей.

Заглавная буква в именах собственных

Записать слово правильно, выделить заглавную букву, придумать и записать 2 слова на эту же орфограмму.

9.

Предлог

Предлог – это часть речи, которая служит для связи слов в предложении. Предлоги пишутся отдельно от других слов. Между предлогом и словом можно поставить вопрос или другое слово. Перед глаголами предлогов не бывает.

Предлог

Правильно записать слово с предлогом. Доказать разделительное написание предлога со словом: поставить между предлогом и словом вопрос или другое слово.

Например: За домом, за высоким домом.

10.

Разделительный мягкий знак

Разделительный  «Ь» пишется в корне слова после согласных перед гласными буквами е,  ё,  и,  ю,  я, если после согласных слышится звук [й’].

Разделительный мягкий знак

Записать слово правильно, подчеркнуть разделительный мягкий знак, придумать и записать 2 слова с разделительным мягким знаком.

11.

Слова с удвоенными согласными

В некоторых словах русского языка пишутся удвоенные согласные. Написание этих слов нужно запомнить.

Слова с удвоенными согласными

Выписать слово правильно, записать ещё 2 однокоренных слова. Подчеркнуть двойную согласную.

Если к слову нельзя подобрать однокоренные слов с удвоенной согласной, то придумать и записать 2 слова с такой же удвоенной согласной.

12.

Непроизносимые согласные в корне слова

Чтобы проверить непроизносимую согласную в корне слова, надо подобрать однокоренное слово, в котором после согласного стоит гласный или сонорный согласный.
Если в слове нет непроизносимой согласной, доказать это можно тоже подбором проверочного слова.
Запомнить: лестница, чувство, праздник.

Непроизносимые согласные в корне слова

Записать слово правильно, выделить корень, подчеркнуть непроизносимую согласную, подобрать проверочное слово. В проверочном слове дважды подчеркнуть согласную вместе с гласной.

13.

Правописание приставок

Приставка – это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
Приставка пишется слитно со словом. Гласные и согласные в большинстве приставок надо запомнить.

В приставках на -з/-с перед звонкими согласными пишется з, а перед глухими - с.

Например: бесплатный, бездельник, растолкать, разбежался. 

Правописание приставок

Записать слово правильно, выделить приставку, придумать ещё два слова с такой же приставкой и выделить её.

14.

Разделительный твёрдый знак "Ъ"

Разделительный «Ъ» знак пишется после приставок, которые оканчиваются на согласную, перед буквами  е, ё, и, ю, я.

Разделительный твёрдый знак "Ъ"

Записать слово правильно, выделить приставку, подчеркнуть разделительный «Ъ», придумать ещё два слова с разделительным «Ъ».

15.

Гласные и согласные в суффиксе

Суффикс – это значимая часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов.
Гласные и согласные в большинстве суффиксов надо запомнить.

Правописание суффиксов -ИК/-ЕК

  • В суффиксе -ИК при изменение формы слова гласная сохраняется: билетик - билетики - билетика.
  • В суффиксе -ЕК при изменении формы слова гласная исчезает: горошек - горошка - горошки.

Гласные и согласные в суффиксе

Записать слово правильно, выделить суффикс, придумать ещё два слова с таким же суффиксом и выделить его.

Правописание суффиксов -ИК/-ЕК необходимо доказать, изменив форму слова. Суффиксы выделить.

16.

«Ь» - показатель рода имени существительного

с шипящим на конце

На конце существительных женского рода после шипящих пишется «Ь». 
На конце существительных мужского рода после шипящих «Ь» не пишется.​​​​​​​

«Ь» - показатель рода имени существительного

с шипящим на конце

Записать слово правильно, подчеркнуть орфограмму, определить род имени существительного, придумать ещё два слова на эту же орфограмму.

 

Категория: Русский язык | Добавил: Марго (19.03.2016)
Просмотров: 3043 | Рейтинг: 5.0/7
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Сайт в рейтинге
Участник Общероссийского рейтинга школьных сайтов
Поиск
Переводчик
А за окном...
Радио
Умная мысль
Полезные ссылки
Это актуально!
Сотрудничество
Интернет-сообщество педагогов Я - Учитель! Методсовет
Продленка Top-uCoz
Сайт
Учительский портал Сайт школы-интерната 4 вида для слабовидящих детей г.Владимир тематический каталог сайтов и статей
ЦРТ «Мега-Талант»
Школа Президента
Ёлка желаний
Антиплагиат

 

 

 

Архив записей

Мусафирова М. Е.  © 2024
В соответствии с Законом об авторском праве перепечатка, копирование, использование авторских материалов сайта целиком или по частям только с письменного разрешения автора или с обязательным указанием Ф.И.О. автора и размещением активной ссылки на сайт! Материал, выставленный на сайте, взят из открытых источников и используется исключительно в некоммерческих целях.
Создать бесплатный сайт с uCoz